Как мстят обиженные работники и можно ли распознать вредителей при найме
Раскрываем главные секреты работы с мстительными сотрудниками и HR-лайфхаки для грамотного отбора кандидатовСпикер СМИ: Первый канал, Радио 1, автор статей и эксперт в «Sova», « Wowprofi», «Такие дела», «Megapolistime», «Аргументы и факты», РБК
Месть — это сложный феномен, который зачастую возникает из-за непроявленной агрессии, связанной с внутренним состоянием человека. Это не чувство или эмоция, поддерживаемая гормонами, а своего рода ответ организма на сильный эмоциональный стресс.
За что и как могут мстить обиженные сотрудники и кандидаты
Когда человек испытывает недовольство, это, как правило, указывает на неудовлетворенность, которая требует внимания и решения.
Самые распространенные причины мести
- Отсутствие в корпоративной культуре пространства для открытого обсуждения и разрешения конфликтов.
Фраза «Мы одна большая семья, у нас нет места конфликтам» подрывает основу здоровых отношений в коллективе. Недовольство не исчезает, если на него просто не обращать внимания и тем более бояться конфликтных ситуаций на работе.
- Особенности характера конкретных сотрудников.
Люди, склонные к токсичности и обидчивости, часто находятся в детской позиции, не способной к адекватной взрослой реакции на дискомфорт. Взрослая позиция в конфликте — это желание разобраться в ситуации, не перетягивая одеяло на себя, готовность выслушать противоположную точку зрения и поделиться своим мнением аргументированно и спокойно.
- Несовпадение ожиданий и реальности.
Если компания очень нуждается в сотрудниках, кандидатам нередко обещают то, чего на самом деле дать не могут.
После пандемии у многих изменились представления об идеальных условиях работы. Например, теперь продолжительное время в пути от дома до офиса может являться веским основанием для отказа от работы. Кроме того, сотрудники стали проявлять чувствительность к различным запретам и ограничениям в офисной среде: чтобы завоевать их доверие, компании следует избегать строгого дресс-кода и жесткого рабочего графика.
Как обиженные сотрудники могут отомстить работодателю?
В своей HR-практике я нередко сталкивалась с местью сотрудников. Причем была по обе стороны: помогала компаниям разобраться с извещениями от госорганов, а сотрудникам — с тем, как безболезненно реагировать на несправедливое отношение работодателя.
Могу выделить три распространенных вида мести сотрудников:
- Увольняясь, сотрудник уводит базу клиентов. При этом страдает не только прибыль, но и репутация компании, о которой сотрудник нелестно рассказывает этим клиентам.
- Бывший сотрудник оставляет негативные отзывы на всех возможных площадках в интернете, пишет письма в госорганы с требованием наказать работодателя.
- Особо продвинутые сотрудники инициируют хакерские атаки, удаление ценной информации о проектах и заказчиках с рабочего компьютера.
Реальные примеры мести работодателям
Месть сотрудников работодателю может принимать различные формы — от открытого саботажа до более тонких манипуляций. Такие действия, как правило, возникают на фоне недостатка коммуникации, отсутствия поддержки и других факторов, способствующих ухудшению отношений в рабочем коллективе. Вот несколько реальных историй.
Гори, гори ясно
Поджечь целый склад из-за обиды на работодателя? Легко! Пресс-служба главного управления МВД России по Московской области рассказала о том, что предполагаемый виновник пожара, охватившего 1400 квадратных метров в Нахабино, раньше работал на владельца помещений.
А вы точно повар?
В Ставропольском крае полиция задержала мужчину: на земельном участке сельхозпредприятия кухонным ножом он уничтожил 1000 метров пластиковых труб капельного полива, причинив ущерб в 428 тысяч рублей.
31-летний житель, уволенный с этого предприятия, совершил преступление из мести к руководству. По факту умышленного повреждения имущества возбуждено уголовное дело, максимальное наказание — до двух лет лишения свободы.
Врассыпную!
Работник пекарни, расположенной в Ноттингеме, отомстил своему предприятию, рассыпав арахис. Все началось в 2009 году, когда менеджер пригрозила сотруднику увольнением из-за календаря с фотографиями девушек, который он решил повесить прямо на рабочем месте. В ответ на угрозу работник решил произвести «диверсию», рассыпав арахис по всем цехам, что вынудило пекарню приостановить работу, так как она выпускает продукцию без орехов.
Интернет-портал Rabota.Today сообщил, что ликвидация последствий этого инцидента обошлась компании в 1 200 000 фунтов, а сотрудник еще и сумел отсудить 11 000 фунтов в качестве выходного пособия.
Портрет мстителя: как распознать вредителя
Вместо вопроса о том, как кандидат ведет себя в конфликтных ситуациях, лучше расспросить, как он расстался с предыдущими работодателями и что стало причиной увольнения. Это даст возможность понять, как он реагирует на несправедливые ситуации и готов ли к открытому диалогу.
В процессе подбора персонала стоит полагаться не только на интуицию, но и на результаты проверки кандидатов. Для принятия взвешенного решения может стать ключевым фактором отсутствие задолженностей и судимостей у кандидата (в том числе многочисленных исков к предыдущим работодателям), деловые связи соискателя и его аффилированность.
Как избежать мести работников и что делать с последствиями
Трудовой кодекс РФ обычно встает на сторону работника. И это нужно учитывать. В конфликтной ситуации эмоциональный сотрудник может манипулировать начальником, неожиданно отзывая заявление об увольнении в последний момент.
Хотя работник имеет право отозвать свое заявление даже после подписания приказа об увольнении, работодателю следует рассмотреть вариант увольнения по соглашению сторон, чтобы снизить вероятность дальнейших проблем.
Что касается негативных отзывов сотрудников в Сети, советую ограничиться одним развернутым ответом.
Очень важно создать атмосферу, где работники могут выражать свои мысли и чувства, получать фидбэк и обсуждать возможные решения. Это не только помогает предотвратить конфликты, но и создает здоровую корпоративную культуру, в которой недовольство воспринимается как возможность для улучшения, а не как повод для мести.
В идеальном бизнесе должны работать зрелые профессионалы, которые сделали осознанный выбор в пользу своей компании. Если возникает дискомфорт, важно решать проблемы, а не терпеть их. Открытый диалог — ключевой элемент в предотвращении конфликтов. Он позволяет сотрудникам открыто выразить недовольство и легализовать свой негатив, таким образом создавая пространство для обратной связи.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль