Что ждет образование в 2025 году: 5 главных трендов
Образование ≠ марафон скучных лекций. Сейчас это про геймификацию, персонализированный подход и увлечение с первых минут. Подробнее рассказываю в статье

Эксперт по разработке методологии и образовательных продуктов с более чем шестилетним опытом
Тренд 1. Рейтинги, челленджи и прогресс-бары
Люди все чаще ждут от обучения динамики, поэтому сейчас образовательные продукты становятся похожи на интерактивные приключения: у каждого — свой путь, своя мотивация и стратегия прохождения.
Представьте курс как цифровой музей, где каждый урок — арт-объект, а главный экран — это холл с «бабушкой-смотрительницей», которая помогает с навигацией. Такой подход объединяет оформление, сценарий и механику, превращая обучение в динамичное и вовлекающее путешествие.


Чтобы выбрать инструмент геймификации, нужно учесть возможные психотипы учеников:
- Киллер-бойцы: идут четко по сюжету. Им важно быстрее пройти игру и показать свое превосходство. Для них подойдут рейтинги, баллы и возможность попасть на разбор;
- Исследователи: изучают каждый сантиметр карты, выполняют все дополнительные миссии и ведут диалоги со всеми участниками. Для них подходят пасхалки и возможность найти бонусные модули;
- Тусовщики: им важны общение и создание комьюнити. Они будут рады собраться на выпускной или офлайн-мероприятие;
- Карьеристы: ориентированы на достижения и прогресс, поэтому ищут любые способы получения наград. Для них подойдут прогресс-бары, звания и статусы, а также ачивки за прохождение модулей.
Тренд 2. ИИ в переосмыслении обучения
Искусственный интеллект в образовании используется для:
- Апгрейда пользовательского опыта. Для оперативной проверки заданий, быстрых ответов и реагирования курсы внедряют нейросети.
Конечно, они пока не могут полностью заменить куратора, но если вы понимаете, как с ним работать — вы сможете ускорить или упростить подготовку, запуск или прохождение обучения.
- Создания образовательного продукта. Здесь нейросети становятся инструментом для методолога: они помогают создавать уроки, которые потом дорабатывают с учетом обратной связи.
Сейчас мы в EdAgency используем порядка 15 ИИ-ассистентов, где каждый из них отвечает за определенный процесс создания продукта — начиная от исследования потребностей целевой аудитории и заканчивая тестированием готового материала.
Тренд 3. Короткие спринты и микролернинг
Основная идея микролернинга, который появился еще в 2020 году и продолжает использоваться в обучениях до сих пор — подача информации в компактной форме. Вместо часовой лекции вы смотрите 10-минутный ролик и сразу закрепляете теорию практикой.
Благодаря такому формату вы обучаетесь в моменте: возникает конкретный вопросы — решение можно найти в небольшом уроке. Получается, что он сфокусирован на конкретном знании или hard/soft скиллах.
Тренд 4. Формат небольшой команды
«Пятерки», «десятки» — это небольшие команды учеников, где они поддерживают друг друга, делятся опытом. Такие группы сейчас есть в курсах, марафонах, бизнес-программах — почти в любом обучении.
Татьяна Маричева называет это «правильным ведром с крабами». В оригинальной истории крабы мешают выбраться друг другу, а здесь — наоборот, ведь рядом люди, которые не дадут сдаться. Группа держит ритм, когда устаешь или теряешь фокус. Вы двигаетесь вместе, и это работает, потому что такой формат помогает дойти до конца и не бросить курс на полпути.
Тренд 5. Образование как экосистема
Вместо того чтобы продавать отдельные курсы, компании переходят на подписные экосистемы и контентные платформы. Теперь пользователи могут не только учиться, но и присоединяться к профессиональному сообществу, получать дополнительные материалы и легко переключаться между разными продуктами. Это создает отличные условия для более глубокого вовлечения и подготовки учеников к освоению более сложных программ.
Сначала методология, а потом уже тренды
Если разработать пустой курс, но с рейтингом и экосистемой вокруг — он не будет давать нужного выхлопа. Использовать тренды можно, но только если они решают конкретную задачу и закрывают потребность ученика. Важнее — методолог, который строит путь для пользователя, помогая сделать его максимально простым, понятным, эффективным.
Что я имею в виду? Чем легче человеку усваивать информацию, тем больше шансов, что он ее освоит. Если обучение предполагает постоянно возвращаться к прошлым материалам и самому искать связи между ними — 90% учеников бросят начатый курс. Задача методолога — вовремя показать нужную информацию, чтобы ученик сам сделал правильный вывод и пошел углубляться дальше.
Обучение будущего: проблемы и развитие
Отсутствие критического мышления. Из-за развития нейросетей люди начинают полагаться на готовые решения и утрачивают привычку искать ответы самостоятельно. А это, в свою очередь, приводит к ослаблению навыков системного мышления, сопоставления фактов и формирования собственных выводов.
Теперь перед компаниями стоит ключевая задача — интегрировать нейросети так, чтобы учащиеся продолжали развивать аналитические способности и креативный подход.
Развитие обучения «в моменте». В ближайшие годы возрастет спрос на just-in-time обучение. Как было сказано ранее, это формат коротких инструкций, которые появляются в нужный момент под конкретную задачу. Минимум теории — максимум пользы здесь и сейчас. Вы делаете сайт и получаете подсказку во время процесса, прямо как в видеоиграх.
Источники изображений:
Из архива компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль