Top.Mail.Ru
РБК Компании
Публикации вашего бизнеса на РБК, доступ к эксклюзивам и аналитике: скидки до 70%
Получить скидку
Публикации вашего бизнеса на РБК,
доступ к эксклюзивам и аналитике:
со скидкой до 70%
Получить скидку

Подводим итоги дискуссии международного форума E-retail

В сессии «Искусственный интеллект в цепочках поставок: «за» или «против» участвовали топ-менеджеры компаний из сферы складской, транспортной логистики и IT
E-retail week
Источник изображения: Личный архив компании

«Тема искусственного интеллекта («ИИ» — далее по тексту) привлекает внимание всех: малый, средний и крупный бизнес. Компании с разным уровнем цифровизации задумываются о том, для каких операционных задач они могут использовать AI-технологии. Несмотря на растиражированность и новизну темы, требуется рациональная оценка ее возможностей для каждого конкретного кейса, поскольку риск ошибки крайне высок — и с этим тезисом согласился каждый спикер нашей сессии», — отмечает Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции Dalli и модератор сессии.

Подводим итоги дискуссии международного форума E-retail

Открыл дискуссию Зафархон Алиходжаев, основатель компании Ideal, представив зарубежные практики внедрения искусственного интеллекта в логистике и отметив, что к 2030 году мировой рынок AI в этой индустрии предварительно составит $80,9 млрд.

Сегодня с помощью алгоритмов в режиме реального времени оптимизируются логистические маршруты и прогнозируется спрос. ИИ-система анализирует множество внешних факторов, в том числе погодные условия, для расчета задержек в цепочках поставок. Технологичность складской логистики проявляется в роботизации, последней мили — в использовании дронов, с помощью которых, например, обслуживаются труднодоступные сельские районы Китая.

Зафархон Алиходжаев поделился примерами из личной практики: «В одной из компаний мы задействовали возможности искусственного интеллекта для прогнозирования товарных запасов. Рассмотрели и внедрили компьютерное зрение для мониторинга процессов, для идентификации и отслеживания грузов и контроля их целостности».

Однако прежде чем интегрировать искусственный интеллект в бизнес-процессы, следует проанализировать в компании уровень проникновения технологий. По мнению Станислава Горбатовского, основателя международного агентства по цифровизации бизнеса Shift, для большинства задач ИИ не нужен, поскольку бизнес пока не готов к этому. Так, согласно оценке Станислава, около 40-45% российских компаний ведут бумажный и excel-учет, вручную планируют транспортные маршруты и интуитивно принимают решения, не фиксируя данные и результаты предыдущих лет. У 30-35% компаний точечно автоматизированы бизнес-процессы: внедрена базовая CRM/ERP, присутствуют отдельные, но не связанные между собой IT-решения. Следовательно, более 50% бизнесов нуждаются в переходе «в цифру» и уже, как следствие, в ИИ-трансформации.

«Внедрение искусственного интеллекта — это процесс, невозможный без подготовки и профильных компетенций. На первом этапе компания разбирается, какая часть ИИ ей подходит. Далее — собирает и обрабатывает огромные массивы данных, поскольку доверие к искусственному интеллекту рождается при минимальном количестве ошибок с его стороны. Следующая задача — обучение и интеграция модели в бизнес-процессы. Затем компания переходит в режим обновления, контроля и сопровождения системы», - объясняет Станислав.

С тем, что применение ИИ требует времени, ресурсов и экспертизы согласился Сергей Абрамов, директор по цифровой трансформации «Байт Транзит». Однако Сергей, как и другие спикеры, отметил высокую рискованность и низкий процент успешно реализованных AI проектов:

«Сегодня даже в IT-компаниях с глубокой экспертизой в данных лишь каждый третий проект на базе искусственного интеллекта становится успешным. В логистике важно не ожидать чудес от AI, а использовать его точечно — там, где он действительно превосходит человека: оптимизации маршрутов и оптимизации сборки на складе».

Дмитрий Болотюк, IT-директор «ЛогЛаб», ссылаясь на исследование Университета Иннополиса, Высшей Школы Менеджмента СПБГУ и МГУ им. Ломоносова, отметил: 

«Наибольший прирост эффективности от использования искусственного интеллекта ощутим в отраслях с массовой занятостью и умеренным уровнем автоматизированности — «Оптово-розничная торговля», «Информация и связь». Наибольший финансовый эффект достигается при применении ИИ как дополнения в интеллектуально насыщенных профессиях, связанных с аналитикой, маркетингом, продажами и IT. Именно поэтому в «ЛогЛаб» мы используем ИИ-агентов для взаимодействия с клиентами, обработки больших массивов документов и при разработке собственных ИТ-решений».

Подводим итоги дискуссии международного форума E-retail

О прикладной и вспомогательной роле AI-технологий рассказал Дамир Сабирзянов, IT-директор проекта D-Soft, проект-резидент Сколково Службы доставки Dalli: 

«Искусственный интеллект — это сильный термин, потому что слово «интеллект» предполагает принятие решений и несение ответственности. Данный функционал остается и должен закрепляться за человеком. ИИ — это помощник и вспомогательный инструмент, благодаря которому сотрудник принимает решение и фундаментально нивелирует проблему. Однако взаимопонимание между AI и человеком будет достигнуто, если обучать ИИ на базе качественных данных и погружать в контекст».

В результате беседы спикеров проявились задачи складской и транспортной логистики, в которых сегодня возможно внедрение технологий искусственного интеллекта в целях повышения эффективности: прогнозирование спроса для снижения запасов и исключения дефицитов, построение «умных маршрутов», автоматизация складов, предиктивное техническое обслуживание. 

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия