РБК Компании

В Центральной России рекордно снизились оптовые цены дизельного топлива

На рынке дизеля небывалый разрыв: опт рухнул, розница держит цену. Как долго это продлится, и как бизнесу извлечь выгоду.
В Центральной России рекордно снизились оптовые цены дизельного топлива
Источник изображения: Личный архив «ГК Benza»
Михаил Колесников
Михаил Колесников
Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления нефтепродуктами

В бизнесе с 90-х. С нуля основал компанию, которая стала лидером в России по производству «умных» контейнерных АЗС.

Подробнее про эксперта

Весной 2025 года рынок дизельного топлива столкнулся с дисбалансом: розничная цена на АЗС достигла 67,40 ₽ за литр, тогда как оптовые сделки с НПЗ предлагают топливо по 49 ₽, а независимые посредники — по 58 ₽. Разница в 37% стала рекордной за последние десятилетия. Для сравнения: ранее разрыв между оптом и розницей редко превышал 1–3 рубля.

От равновесия к разрыву: как сезонность и кризисы перевернули рынок

Исторически оптовые и розничные цены на дизель колебались в узком коридоре, что обеспечивало стабильность как для поставщиков, так и для потребителей. В 2023 году и вовсе стоимость опта была зафиксирована выше розницы. Однако март 2025 года стал переломным. Во-первых, сезонный спад спроса достиг пика: сельхозпредприятия, традиционно формирующие значительную долю потребления, приостановили активность в ожидании посевной. Строительный сектор и транспортные компании также сократили закупки, создав эффект «перегретого предложения».  

Во-вторых, экспортные ограничения, призванные стабилизировать внутренний рынок, дали обратный эффект. НПЗ, столкнувшись с избытком сырья, начали демпинговать, но розничные сети при этом сохраняют высокие цены. Причина — в механизмах государственной поддержки, искусственно сдерживающих снижение розничных цен даже при падении оптовых.  

Третий фактор — кризис доверия в сельском хозяйстве. После череды неудачных сезонов аграрии вынуждены экономить на всем, включая топливо. Если раньше сельхозпроизводители закупали его равномерно в течение года, то сейчас откладывают основные объемы на пик сезона, усугубляя дисбаланс.

Когда рынок начнет корректироваться

Уже к середине апреля 2025 года ситуация начнет меняться. Триггером станет старт посевной кампании. Сельхозпредприятия возобновят закупки. Параллельно отмена экспортных ограничений вернет на рынок иностранных покупателей, что подтолкнет цены вверх. Кроме того, в 2025 году значительно вырастет акциз на дизтопливо (до 10%), что также скажется на себестоимости. Если в цифрах, уже к лету литр дизеля в рознице может превысить 70 ₽, а оптовые контракты возрастут до 55 ₽.

Пока есть время, потребители топлива рассчитывают получить выгоду: транспортные компании переходят на прямые контракты с НПЗ, а небольшие автопарки объединяются в закупочные пулы для получения оптовых условий. В любом случае, ситуация сейчас на руку оптовикам и позволяет экономить по 18 ₽ с литра. 

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия