В Центральной России рекордно снизились оптовые цены дизельного топлива
На рынке дизеля небывалый разрыв: опт рухнул, розница держит цену. Как долго это продлится, и как бизнесу извлечь выгоду.

В бизнесе с 90-х. С нуля основал компанию, которая стала лидером в России по производству «умных» контейнерных АЗС.
Весной 2025 года рынок дизельного топлива столкнулся с дисбалансом: розничная цена на АЗС достигла 67,40 ₽ за литр, тогда как оптовые сделки с НПЗ предлагают топливо по 49 ₽, а независимые посредники — по 58 ₽. Разница в 37% стала рекордной за последние десятилетия. Для сравнения: ранее разрыв между оптом и розницей редко превышал 1–3 рубля.
От равновесия к разрыву: как сезонность и кризисы перевернули рынок
Исторически оптовые и розничные цены на дизель колебались в узком коридоре, что обеспечивало стабильность как для поставщиков, так и для потребителей. В 2023 году и вовсе стоимость опта была зафиксирована выше розницы. Однако март 2025 года стал переломным. Во-первых, сезонный спад спроса достиг пика: сельхозпредприятия, традиционно формирующие значительную долю потребления, приостановили активность в ожидании посевной. Строительный сектор и транспортные компании также сократили закупки, создав эффект «перегретого предложения».
Во-вторых, экспортные ограничения, призванные стабилизировать внутренний рынок, дали обратный эффект. НПЗ, столкнувшись с избытком сырья, начали демпинговать, но розничные сети при этом сохраняют высокие цены. Причина — в механизмах государственной поддержки, искусственно сдерживающих снижение розничных цен даже при падении оптовых.
Третий фактор — кризис доверия в сельском хозяйстве. После череды неудачных сезонов аграрии вынуждены экономить на всем, включая топливо. Если раньше сельхозпроизводители закупали его равномерно в течение года, то сейчас откладывают основные объемы на пик сезона, усугубляя дисбаланс.
Когда рынок начнет корректироваться
Уже к середине апреля 2025 года ситуация начнет меняться. Триггером станет старт посевной кампании. Сельхозпредприятия возобновят закупки. Параллельно отмена экспортных ограничений вернет на рынок иностранных покупателей, что подтолкнет цены вверх. Кроме того, в 2025 году значительно вырастет акциз на дизтопливо (до 10%), что также скажется на себестоимости. Если в цифрах, уже к лету литр дизеля в рознице может превысить 70 ₽, а оптовые контракты возрастут до 55 ₽.
Пока есть время, потребители топлива рассчитывают получить выгоду: транспортные компании переходят на прямые контракты с НПЗ, а небольшие автопарки объединяются в закупочные пулы для получения оптовых условий. В любом случае, ситуация сейчас на руку оптовикам и позволяет экономить по 18 ₽ с литра.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети