Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная НОРБИТ 21 апреля 2025

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

Рассказываем, на какие метрики ИТ-ландшафта и процессов обратить внимание при подборе CPM, а также какие требования к будущей системе стоит учесть на старте
Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев
Источник изображения: Архив компании НОРБИТ
Дмитрий Сысоев
Дмитрий Сысоев
Директор департамента управленческого консалтинга НОРБИТ

Более 20 лет опыта в управленческом консалтинге. Обладает развитой экспертизой в области управления финансами, бюджетированием и учетом.

Подробнее про эксперта

Рынок CPM: тренды и игроки

В НОРБИТ уже более 15 лет существует отдельный департамент управленческого консалтинга. За это время мы успели собрать команду, реализовать множество проектов (используя как продукты крупнейших иностранных вендоров, так и отечественные системы), и, конечно, накопить обширную экспертизу. Многие знания, как известно, рождают не только многие печали, но еще и массу вопросов, с которыми приходят клиенты в поисках истины. И сейчас самым популярным стал — как в 2025 году выбрать подходящую под задачи CPM-систему (Сorporate performance management), учитывая разнообразие предложений на рынке.

За последние пару лет ниша, ранее занятая иностранными вендорами, активно насыщается отечественными продуктами, тем более что новичков с каждым годом становится все больше. Компании, решившие внедрять CPM, сегодня выбирают как из числа зрелых игроков — 1С УХ, Форсайт. Бюджетирование, Турбо, так и из относительно молодых — Оптимакрос, Кубикс. Могут также получить желаемый функционал и у совсем свежих команд, например, Платформа А1.

В 2025 году миграция на российское ПО останется в тренде, а вот надежд на скорое возвращение зарубежных гигантов все также мало, поэтому тем, кто тянул с переходом все же придется активизироваться. Однако, сделать выбор не так просто. Поэтому предлагаем ряд критериев, чтобы объективно проанализировать существующее положение вещей, обдумать требования к будущей системе. В итоге это поможет определиться с наилучшим продуктом, максимально удовлетворяющим всем условиям и оптимально вписывающимся не только в ИТ-ландшафт, но и в бизнес-стратегию.

Ключевые критерии выбора

На что в первую очередь нужно обратить внимание ИТ-директору средней или крупной компании. 

1. Метрики объема автоматизации (масштаба внедрения) CPM-системы.

Количество потенциальных пользователей. Чем их больше, тем выше требования к отказоустойчивости, нагрузочной устойчивости и надежности работы инфраструктуры.

  • Организационная сложность и количество компаний в холдинге. Для распределенной и разветвленной оргструктуры необходимы разнообразие и гибкость функционала (в том числе и согласований).
  • Объем и сложность ведения НСИ (нормативно-справочная информация).
  • Объемы вводимых данных (количество и сложность интерфейсов, наличие форматно-логических контролей и проверок).
  • Объем рассчитываемых показателей, их комплексность.
  • Число отчетов, и уровень их сложности (например, альтернативные иерархии), наличие OLAP-кубов (и количество измерений куба) для построения гибкой отчетности, в том числе специфические требования к оформлению выходных отчетов.

Мы выделяем три варианта объемов с определенными характеристиками. Это поможет максимально уточнить картину на старте:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

2. Сложность методологии и бизнес-задач (покрытие функциональности системы).

  • Базовая методология в сфере бюджетирования, управленческого учета и бизнес-планирования, консолидация финансовой отчетности/более специфические методики, уникальные исследовательские и прогнозные модели.
  • Большие циклы планирования, наличие сквозного планирования.
  • Процессы сценарного прогнозирования.
  • Прослеживаемость от результатов расчета до исходных данных.
  • Применение больших данных.
  • Уровень сложности ролевой модели.
  • Наличие и распределенность интегрируемых потоков данных и связанных внешних систем.
  • Совместная работа пользователей.
  • Модуль уведомлений (почта, смс, пуш).
  • Специфические требования к скорости работы системы (в т.ч. к пересчету моделей), определяемые такими факторами как наличие пиковых нагрузок на систему (например, закрытие периода и ввод данных большим количеством пользователей при одновременном пересчете сценариев).

Для большей ясности расписали, чем методологии отличаются

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

3. Финансовые возможности для инвестиций в ИТ-развитие, объем бюджета на:

  •  создание/модернизацию/замену информационных систем;
  • сопровождение и техническую поддержку;
  • закупку/продление лицензий;
  • обучение сотрудников компании работе с продуктами, на которых могут быть созданы CPM-решения;
  • ИТ-инфраструктуру.

Небольшой бюджет на внедрение CPM-системы будет в пределах 40 млн рублей в год, средний — от 40-100 млн, а большой перевалит за 100 млн.

4. Уровень зрелости ИТ-компетенций внутри компании:

  • потребность в базовой автоматизации бизнес-процессов компании;
  • необходима модернизация существующих ИТ-систем или миграция на отечественное ПО;
  • уровень ИТ-зрелости сотрудников и готовность к работе в новой системе;
  • наличие в компании ИТ-специалистов, которые потенциально готовы взять на себя функции развития системы в формате LCNC (low-code/no-code);
  • потребность и готовность пользователей к применению инструментов продвинутой аналитики и инструментов self-service;
  • возможность использовать  решения с ИИ и Big Data;
  • наличие ИТ-стратегии в компании.

Необходимо будет определиться, к какому из трех уровней технической зрелости относится компания:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

5. Уровень зрелости управленческой практики реализации ИТ-проектов.

  • Готовность к Agile/Waterfall/223-ФЗ в управлении ИТ-проектом внедрения CPM
  • Применение подходов PMBOK (Project Management Body of Knowledge).
  • Уровень бюрократизации управленческих процессов в ИТ-блоке.
  • Готовность работы с аутстаффом, аутсорсингом, интегратором (мультивендорным, моновендорным) либо реализация проекта собственными силами.

Для этого критерия мы выделили две группы:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

6. Уровень развития ИТ-инфраструктуры и культуры DevOps:

  • внутренняя команда инженеров;
  • собственные серверные мощности;
  • готовность к использованию облачных решений;
  • возможности тиражирования/масштабирования;
  • специфические требования к безопасности (например, необходимость работы системы полностью во внутреннем защищенном контуре без доступа к сети Интернет).

Здесь также есть дифференциация на два направления:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

Подбор решения и команды внедрения

Пройдясь по всем критериям и уточнив группу, к которой в большей степени относится компания, пора переходить к выбору самого решения. При этом сопоставляя информацию от вендора (на сайтах есть технические и ценовые характеристики) с вашими собственными потребностями, возможностями и ограничениями.

Если стоит задача подобрать конкретного поставщика ПО под условия, оптимально будет обратиться за помощью к интегратору. Обращайте внимание на его моно- или мультивендорность. Второе является более предпочтительным, так как позволяет опираться на лучшие практики, а также сравнительный опыт применения разных решений в зависимости от отрасли, размеров бизнеса и других вводных.

Немаловажно также выбрать команду внедрения, которая сможет максимально эффективно переложить идеи и методологию вашего бизнес-заказчика на язык системы. Для крупных компаний целесообразно реализовывать проекты внедрения CPM с участием разработчиков того продукта, который выбран. Это связано как с исторической зависимостью от определенного поставщика ПО, так и с повышенными запросами относительно реализации всех требований, заложенных в будущую CPM. Часто — необходимо для воплощения в жизнь доработок продукта. В остальных случаях стоит обратить внимание на компетенции по внедряемому продукту и методологии бюджетирования.

Источники изображений:

Архив НОРБИТ

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия