РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная НОРБИТ 21 апреля 2025

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

Рассказываем, на какие метрики ИТ-ландшафта и процессов обратить внимание при подборе CPM, а также какие требования к будущей системе стоит учесть на старте
Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев
Источник изображения: Архив компании НОРБИТ
Дмитрий Сысоев
Дмитрий Сысоев
Директор департамента управленческого консалтинга НОРБИТ

Более 20 лет опыта в управленческом консалтинге. Обладает развитой экспертизой в области управления финансами, бюджетированием и учетом.

Подробнее про эксперта

Рынок CPM: тренды и игроки

В НОРБИТ уже более 15 лет существует отдельный департамент управленческого консалтинга. За это время мы успели собрать команду, реализовать множество проектов (используя как продукты крупнейших иностранных вендоров, так и отечественные системы), и, конечно, накопить обширную экспертизу. Многие знания, как известно, рождают не только многие печали, но еще и массу вопросов, с которыми приходят клиенты в поисках истины. И сейчас самым популярным стал — как в 2025 году выбрать подходящую под задачи CPM-систему (Сorporate performance management), учитывая разнообразие предложений на рынке.

За последние пару лет ниша, ранее занятая иностранными вендорами, активно насыщается отечественными продуктами, тем более что новичков с каждым годом становится все больше. Компании, решившие внедрять CPM, сегодня выбирают как из числа зрелых игроков — 1С УХ, Форсайт. Бюджетирование, Турбо, так и из относительно молодых — Оптимакрос, Кубикс. Могут также получить желаемый функционал и у совсем свежих команд, например, Платформа А1.

В 2025 году миграция на российское ПО останется в тренде, а вот надежд на скорое возвращение зарубежных гигантов все также мало, поэтому тем, кто тянул с переходом все же придется активизироваться. Однако, сделать выбор не так просто. Поэтому предлагаем ряд критериев, чтобы объективно проанализировать существующее положение вещей, обдумать требования к будущей системе. В итоге это поможет определиться с наилучшим продуктом, максимально удовлетворяющим всем условиям и оптимально вписывающимся не только в ИТ-ландшафт, но и в бизнес-стратегию.

Ключевые критерии выбора

На что в первую очередь нужно обратить внимание ИТ-директору средней или крупной компании. 

1. Метрики объема автоматизации (масштаба внедрения) CPM-системы.

Количество потенциальных пользователей. Чем их больше, тем выше требования к отказоустойчивости, нагрузочной устойчивости и надежности работы инфраструктуры.

  • Организационная сложность и количество компаний в холдинге. Для распределенной и разветвленной оргструктуры необходимы разнообразие и гибкость функционала (в том числе и согласований).
  • Объем и сложность ведения НСИ (нормативно-справочная информация).
  • Объемы вводимых данных (количество и сложность интерфейсов, наличие форматно-логических контролей и проверок).
  • Объем рассчитываемых показателей, их комплексность.
  • Число отчетов, и уровень их сложности (например, альтернативные иерархии), наличие OLAP-кубов (и количество измерений куба) для построения гибкой отчетности, в том числе специфические требования к оформлению выходных отчетов.

Мы выделяем три варианта объемов с определенными характеристиками. Это поможет максимально уточнить картину на старте:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

2. Сложность методологии и бизнес-задач (покрытие функциональности системы).

  • Базовая методология в сфере бюджетирования, управленческого учета и бизнес-планирования, консолидация финансовой отчетности/более специфические методики, уникальные исследовательские и прогнозные модели.
  • Большие циклы планирования, наличие сквозного планирования.
  • Процессы сценарного прогнозирования.
  • Прослеживаемость от результатов расчета до исходных данных.
  • Применение больших данных.
  • Уровень сложности ролевой модели.
  • Наличие и распределенность интегрируемых потоков данных и связанных внешних систем.
  • Совместная работа пользователей.
  • Модуль уведомлений (почта, смс, пуш).
  • Специфические требования к скорости работы системы (в т.ч. к пересчету моделей), определяемые такими факторами как наличие пиковых нагрузок на систему (например, закрытие периода и ввод данных большим количеством пользователей при одновременном пересчете сценариев).

Для большей ясности расписали, чем методологии отличаются

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

3. Финансовые возможности для инвестиций в ИТ-развитие, объем бюджета на:

  •  создание/модернизацию/замену информационных систем;
  • сопровождение и техническую поддержку;
  • закупку/продление лицензий;
  • обучение сотрудников компании работе с продуктами, на которых могут быть созданы CPM-решения;
  • ИТ-инфраструктуру.

Небольшой бюджет на внедрение CPM-системы будет в пределах 40 млн рублей в год, средний — от 40-100 млн, а большой перевалит за 100 млн.

4. Уровень зрелости ИТ-компетенций внутри компании:

  • потребность в базовой автоматизации бизнес-процессов компании;
  • необходима модернизация существующих ИТ-систем или миграция на отечественное ПО;
  • уровень ИТ-зрелости сотрудников и готовность к работе в новой системе;
  • наличие в компании ИТ-специалистов, которые потенциально готовы взять на себя функции развития системы в формате LCNC (low-code/no-code);
  • потребность и готовность пользователей к применению инструментов продвинутой аналитики и инструментов self-service;
  • возможность использовать  решения с ИИ и Big Data;
  • наличие ИТ-стратегии в компании.

Необходимо будет определиться, к какому из трех уровней технической зрелости относится компания:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

5. Уровень зрелости управленческой практики реализации ИТ-проектов.

  • Готовность к Agile/Waterfall/223-ФЗ в управлении ИТ-проектом внедрения CPM
  • Применение подходов PMBOK (Project Management Body of Knowledge).
  • Уровень бюрократизации управленческих процессов в ИТ-блоке.
  • Готовность работы с аутстаффом, аутсорсингом, интегратором (мультивендорным, моновендорным) либо реализация проекта собственными силами.

Для этого критерия мы выделили две группы:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

6. Уровень развития ИТ-инфраструктуры и культуры DevOps:

  • внутренняя команда инженеров;
  • собственные серверные мощности;
  • готовность к использованию облачных решений;
  • возможности тиражирования/масштабирования;
  • специфические требования к безопасности (например, необходимость работы системы полностью во внутреннем защищенном контуре без доступа к сети Интернет).

Здесь также есть дифференциация на два направления:

Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев

Подбор решения и команды внедрения

Пройдясь по всем критериям и уточнив группу, к которой в большей степени относится компания, пора переходить к выбору самого решения. При этом сопоставляя информацию от вендора (на сайтах есть технические и ценовые характеристики) с вашими собственными потребностями, возможностями и ограничениями.

Если стоит задача подобрать конкретного поставщика ПО под условия, оптимально будет обратиться за помощью к интегратору. Обращайте внимание на его моно- или мультивендорность. Второе является более предпочтительным, так как позволяет опираться на лучшие практики, а также сравнительный опыт применения разных решений в зависимости от отрасли, размеров бизнеса и других вводных.

Немаловажно также выбрать команду внедрения, которая сможет максимально эффективно переложить идеи и методологию вашего бизнес-заказчика на язык системы. Для крупных компаний целесообразно реализовывать проекты внедрения CPM с участием разработчиков того продукта, который выбран. Это связано как с исторической зависимостью от определенного поставщика ПО, так и с повышенными запросами относительно реализации всех требований, заложенных в будущую CPM. Часто — необходимо для воплощения в жизнь доработок продукта. В остальных случаях стоит обратить внимание на компетенции по внедряемому продукту и методологии бюджетирования.

Источники изображений:

Архив НОРБИТ

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия