Как ИТ-директору выбрать CPM-систему в 2025 году: топ-6 критериев
Рассказываем, на какие метрики ИТ-ландшафта и процессов обратить внимание при подборе CPM, а также какие требования к будущей системе стоит учесть на старте

Более 20 лет опыта в управленческом консалтинге. Обладает развитой экспертизой в области управления финансами, бюджетированием и учетом.
Рынок CPM: тренды и игроки
В НОРБИТ уже более 15 лет существует отдельный департамент управленческого консалтинга. За это время мы успели собрать команду, реализовать множество проектов (используя как продукты крупнейших иностранных вендоров, так и отечественные системы), и, конечно, накопить обширную экспертизу. Многие знания, как известно, рождают не только многие печали, но еще и массу вопросов, с которыми приходят клиенты в поисках истины. И сейчас самым популярным стал — как в 2025 году выбрать подходящую под задачи CPM-систему (Сorporate performance management), учитывая разнообразие предложений на рынке.
За последние пару лет ниша, ранее занятая иностранными вендорами, активно насыщается отечественными продуктами, тем более что новичков с каждым годом становится все больше. Компании, решившие внедрять CPM, сегодня выбирают как из числа зрелых игроков — 1С УХ, Форсайт. Бюджетирование, Турбо, так и из относительно молодых — Оптимакрос, Кубикс. Могут также получить желаемый функционал и у совсем свежих команд, например, Платформа А1.
В 2025 году миграция на российское ПО останется в тренде, а вот надежд на скорое возвращение зарубежных гигантов все также мало, поэтому тем, кто тянул с переходом все же придется активизироваться. Однако, сделать выбор не так просто. Поэтому предлагаем ряд критериев, чтобы объективно проанализировать существующее положение вещей, обдумать требования к будущей системе. В итоге это поможет определиться с наилучшим продуктом, максимально удовлетворяющим всем условиям и оптимально вписывающимся не только в ИТ-ландшафт, но и в бизнес-стратегию.
Ключевые критерии выбора
На что в первую очередь нужно обратить внимание ИТ-директору средней или крупной компании.
1. Метрики объема автоматизации (масштаба внедрения) CPM-системы.
Количество потенциальных пользователей. Чем их больше, тем выше требования к отказоустойчивости, нагрузочной устойчивости и надежности работы инфраструктуры.
- Организационная сложность и количество компаний в холдинге. Для распределенной и разветвленной оргструктуры необходимы разнообразие и гибкость функционала (в том числе и согласований).
- Объем и сложность ведения НСИ (нормативно-справочная информация).
- Объемы вводимых данных (количество и сложность интерфейсов, наличие форматно-логических контролей и проверок).
- Объем рассчитываемых показателей, их комплексность.
- Число отчетов, и уровень их сложности (например, альтернативные иерархии), наличие OLAP-кубов (и количество измерений куба) для построения гибкой отчетности, в том числе специфические требования к оформлению выходных отчетов.
Мы выделяем три варианта объемов с определенными характеристиками. Это поможет максимально уточнить картину на старте:

2. Сложность методологии и бизнес-задач (покрытие функциональности системы).
- Базовая методология в сфере бюджетирования, управленческого учета и бизнес-планирования, консолидация финансовой отчетности/более специфические методики, уникальные исследовательские и прогнозные модели.
- Большие циклы планирования, наличие сквозного планирования.
- Процессы сценарного прогнозирования.
- Прослеживаемость от результатов расчета до исходных данных.
- Применение больших данных.
- Уровень сложности ролевой модели.
- Наличие и распределенность интегрируемых потоков данных и связанных внешних систем.
- Совместная работа пользователей.
- Модуль уведомлений (почта, смс, пуш).
- Специфические требования к скорости работы системы (в т.ч. к пересчету моделей), определяемые такими факторами как наличие пиковых нагрузок на систему (например, закрытие периода и ввод данных большим количеством пользователей при одновременном пересчете сценариев).
Для большей ясности расписали, чем методологии отличаются

3. Финансовые возможности для инвестиций в ИТ-развитие, объем бюджета на:
- создание/модернизацию/замену информационных систем;
- сопровождение и техническую поддержку;
- закупку/продление лицензий;
- обучение сотрудников компании работе с продуктами, на которых могут быть созданы CPM-решения;
- ИТ-инфраструктуру.
Небольшой бюджет на внедрение CPM-системы будет в пределах 40 млн рублей в год, средний — от 40-100 млн, а большой перевалит за 100 млн.
4. Уровень зрелости ИТ-компетенций внутри компании:
- потребность в базовой автоматизации бизнес-процессов компании;
- необходима модернизация существующих ИТ-систем или миграция на отечественное ПО;
- уровень ИТ-зрелости сотрудников и готовность к работе в новой системе;
- наличие в компании ИТ-специалистов, которые потенциально готовы взять на себя функции развития системы в формате LCNC (low-code/no-code);
- потребность и готовность пользователей к применению инструментов продвинутой аналитики и инструментов self-service;
- возможность использовать решения с ИИ и Big Data;
- наличие ИТ-стратегии в компании.
Необходимо будет определиться, к какому из трех уровней технической зрелости относится компания:

5. Уровень зрелости управленческой практики реализации ИТ-проектов.
- Готовность к Agile/Waterfall/223-ФЗ в управлении ИТ-проектом внедрения CPM
- Применение подходов PMBOK (Project Management Body of Knowledge).
- Уровень бюрократизации управленческих процессов в ИТ-блоке.
- Готовность работы с аутстаффом, аутсорсингом, интегратором (мультивендорным, моновендорным) либо реализация проекта собственными силами.
Для этого критерия мы выделили две группы:

6. Уровень развития ИТ-инфраструктуры и культуры DevOps:
- внутренняя команда инженеров;
- собственные серверные мощности;
- готовность к использованию облачных решений;
- возможности тиражирования/масштабирования;
- специфические требования к безопасности (например, необходимость работы системы полностью во внутреннем защищенном контуре без доступа к сети Интернет).
Здесь также есть дифференциация на два направления:

Подбор решения и команды внедрения
Пройдясь по всем критериям и уточнив группу, к которой в большей степени относится компания, пора переходить к выбору самого решения. При этом сопоставляя информацию от вендора (на сайтах есть технические и ценовые характеристики) с вашими собственными потребностями, возможностями и ограничениями.
Если стоит задача подобрать конкретного поставщика ПО под условия, оптимально будет обратиться за помощью к интегратору. Обращайте внимание на его моно- или мультивендорность. Второе является более предпочтительным, так как позволяет опираться на лучшие практики, а также сравнительный опыт применения разных решений в зависимости от отрасли, размеров бизнеса и других вводных.
Немаловажно также выбрать команду внедрения, которая сможет максимально эффективно переложить идеи и методологию вашего бизнес-заказчика на язык системы. Для крупных компаний целесообразно реализовывать проекты внедрения CPM с участием разработчиков того продукта, который выбран. Это связано как с исторической зависимостью от определенного поставщика ПО, так и с повышенными запросами относительно реализации всех требований, заложенных в будущую CPM. Часто — необходимо для воплощения в жизнь доработок продукта. В остальных случаях стоит обратить внимание на компетенции по внедряемому продукту и методологии бюджетирования.
Источники изображений:
Архив НОРБИТ
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании