РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную пятницу РБК Компании
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Продлили скидки до 13.12 в Черную
пятницу РБК Компании
Забрать скидку
Главная DBI 29 ноября 2024

Бесперебойная работа авиакомпаний в цифровую эпоху: вызовы и возможности

Как новые технологии обеспечивают безопасность и эффективность авиаперевозок
Бесперебойная работа авиакомпаний в цифровую эпоху: вызовы и возможности
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Fusion Brain
Алексей Захаров
Алексей Захаров
Региональный директор по развитию DBI

Начал карьеру в ИТ в 2005 году, работал в Columbus — занимался продажами Microsoft и IBM, в Oracle продвигал Fusion Middleware & Business Analytics. Последние 8 лет занимаюсь развитием бизнеса в DBI.

Подробнее про эксперта

Современная гражданская авиация — одна из самых сложных и высокотехнологичных отраслей, перспективы развития которой напрямую зависят от уровня зрелости IT. Многие крупные российские авиаперевозчики в своей работе используют порядка сотни и более цифровых систем. Причем, часть из них напрямую связана не с пассажирскими сервисами, а с организацией полетов. В условиях импортозамещения совершенствование IT-поддержки воздушного транспорта приобрело особую значимость.

Функционал авиаотрасли и IT-возможности: безопасность и непрерывность

Работа аэропортов и всей смежной инфраструктуры, взаимодействие с пассажирами и, наконец, организация непосредственно авиарейсов, — так условно можно обозначить основной функционал авиаотрасли.

При этом каждая функция должна отвечать базовому требованию — быть безопасной и обеспечивать непрерывность процесса.

Следуя этой парадигме, в период, когда цифровое импортозамещение из возможности стало необходимостью, на отечественные цифровые разработки в первую очередь было переведено управление полетами, в организации которых критична сохранность, целостность и защита передаваемой информации.

Здесь следует напомнить, что до 2022 года многие российские авиаперевозчики для обмена сообщениями использовали сервисы иностранных провайдеров услуг гражданской авиации — швейцарской компании SITA и американской корпорации ARINC.

После отключения каналов швейцарского цифрового авиапровайдера сохранить в гражданской авиации оперативность и качество связи, а также иные смежные технические и технологические процессы, помогла российская «Авиационная сервисная платформа».

Разработанная Индустриальным Центром Компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений «Авиационный транспорт», «Авиационная сервисная платформа» включает в себя сервисы доставки и валидации сообщений, базу данных сообщений, сервис адресной политики и маршрутизации, шлюз для работы по протоколам SMTP / AMQP / Simple Storage Service, сервис приема и передачи зарубежных сообщений.

Для работы платформы была создана и запущена высокопроизводительная телекоммуникационная сеть, защищенная отечественной технологией криптозащиты. Сетью управляют специальные программы, предназначенные для маршрутизации передаваемых сообщений. Платформа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных (ЕРРПО).

Как отмечают специалисты, несмотря на короткие сроки разработки, платформа оказалась удачной и способна полноценно заместить сервисы ушедших с российского рынка провайдеров.

Системные решения для баз авиаданных

По прогнозам отраслевых аналитиков, глобальный рынок цифровых решений в области гражданской авиации ежегодно растет.

Данную тенденцию подтверждает востребованность у авиаперевозчиков электронной системы обслуживания пассажиров (Passenger Service System, PSS) — одного из наиболее популярных IT-продуктов в отрасли.

Состоящая из различных подсистем PSS имеет две базовые: инвенторную CRS (Computer Reservation System) и глобальную дистрибутивную (распределительную) систему GDS (Global Distribution System).

Инвенторная система, как следует из ее названия, представляет собой по сути базу данных, в которой авиакомпания хранит всю информацию о расписании рейсов, пассажирах, тарифах и т.д. Подключившись к CRS накопленные в ней данные агрегирует глобальная распределительная система GDS. Прибегая к более понятным аналогиям можно сказать, что GDS — это своеобразный интерфейс, используя который пассажиры и туроператоры находят и приобретают авиабилеты. Авиаперевозчик может одновременно использовать сразу несколько распределительных систем, в то время как данные хранятся только в одной CRS.

Программное импортозамещение: от возможности к необходимости

На определенном этапе развития отрасли часть крупных российских авиакомпаний активно применяла зарубежные цифровые системы обслуживания пассажиров.

Например, к концу 2021 года иностранные провайдеры занимали около 65% российского рынка систем электронного бронирования авиабилетов. В этот период импортозамещение программного обеспечения в гражданской авиации шло недостаточными темпами. На это были и естественные причины: на тот момент отечественные IT-платформы PSS с трудом конкурировали с иностранными аналогами и не полностью отвечали запросам отечественных авиаперевозчиков. Кроме того, крупные отечественные авиаперевозчики входили в международные альянсы (Oneworld, SkyTeam), и это также требовало использования единых систем.

С изменением геополитической ситуации Правительство РФ Постановлением №1393 от 8 августа 2022 года ввело новые требования к программному обеспечению для оформления воздушных перевозок.

В условиях, когда возникла необходимость минимизировать риски сбоев в работе авиакомпаний, которые могли возникнуть, в случае если «собственники зарубежных информационных систем введут ограничения на их использование», отечественный софт начал развиваться намного быстрее.

Российские информационные технологии на авиарынке

Начинали не с нуля, цифровой «фундамент» уже был. Российские компании-разработчики IT-решений для авиационной отрасли — ОРС и «Сирена-трэвел» базируются на советской технологии «Сирена» — специализированной сети передачи и обработки данных для резервирования авиабилетов в СССР.

Каждое решение — инвенторную систему, дистрибутивную платформу для оформления и продажи билетов, систему управления и контроля отправки авиапассажиров в аэропорту, можно кастомизировать под заказчика.

В настоящее время партнерами ОРС являются все значимые отечественные авиакомпании.  Система отправки пассажиров, созданная еще одним представителем российского рынка информационных технологий для авиации «Сирена-Трэвел», уже действует в более чем 150 российских и зарубежных аэропортах.

С 2023 года многие российские авиакомпании пользуются отечественным цифровым сервисом розыска багажа BAGS поиск, эффективно заменившем и превзошедшим по качеству и возможностям швейцарское программное обеспечение.

Российская разработка, ставшая отраслевым стандартом, включает в себя компоненты решения PostgreSQL, RabbitMQ, Redis Cache, Nginx, Kubernetes, Docker и обладает широкой функциональностью. BAGS поиск имеет опции: функционал авторизации, кейсы розыска, невостребованный багаж, автоматический поиск сопоставлений, обмен сообщениями, ручной поиск багажа и ряд других.

Современные цифровые концепции: эффективность без потерь

Активное замещение иностранных IT-систем в России идет уже два года, и, как показывает практика, его результаты, в зависимости от отрасли, масштаба деятельности и типа софта, значительно разнятся. Главное, что у многих предприятий есть понимание объективной необходимости перехода на отечественное ПО.

Как клиентоориентированный бизнес, гражданская авиация добилась определенных успехов в IT-импортозамещении. Авиаперевозчики после смены вендоров смогли сохранить устойчивость пользовательских электронных сервисов, провели практически без потерь миграцию баз данных с зарубежных на российские платформы, продолжают совершенствовать программные решения.

В этом процессе авиакомпании используют технический опыт и профессиональные компетенции ведущих российских IT-специалистов.

С 2016 года системный интегратор DBI — IT-партнер компании «Уральские авиалинии». Наша команда помогает повышать эффективность функционала цифровой платформы авиаперевозчика, поддерживая работу сервисов — СУБД, бизнес-приложений, бизнес-аналитики. Параллельно ведет замену иностранных вендорских решений на отечественные, без потери качества ежедневного обслуживания пассажиров и организации авиарейсов.

Еще одним примером цифровизации авиации стал кейс DBI в компании S7 Airlines, столкнувшейся с необходимостью замены MDM-системы. Master Data Management имеет ключевое значение в бизнес-процессах, обеспечивая единство представления массивов справочных данных во всех информационных системах. Команда DBI на технологиях Open Sourse разработала собственную систему MDM для S7 Airlines. Система, в которой более 250 различных справочников, успешно используется.

Конечно, далеко не все вопросы импортозамещения ПО в гражданской авиации решены, работы впереди еще очень много. Вместе с тем, отечественные разработчики тоже становятся сильнее, все чаще используют самые современные цифровые концепции, фреймворки, архитектуру и информационные технологии — ситуация, в которой от сотрудничества выигрывают все заинтересованные стороны.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.07.2016
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г.о. Город Ростов-На-Дону, г., ул. Троллейбусная, зд. 24/2в, офис 716
ОГРН 1166196087397
ИНН / КПП 6166100603 616601001
Среднесписочная численность61 сотрудник

Контакты

Адрес 344065, Россия, г. Ростов-на-Дону, 
улица Троллейбусная, д. 24/2 В, оф. 716
Телефон +78007773528

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия