РБК Компании

Как Северный широтный ход изменит карту грузоперевозок региона

О проекте и его значении для логистики Арктики рассказывает аналитик ATK+ Мария Стаброва
Как Северный широтный ход изменит карту грузоперевозок региона
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «ChatGPT»
Мария Стаброва
Мария Стаброва
Аналитик

Эксперт в нефтегазовом секторе с фокусом на цифровизации. Работала в крупнейших промышленных и ИТ компаниях над проектами цифровой трансформации и оптимизации

Подробнее про эксперта

Северный широтный ход (СШХ) — инфраструктурный проект федерального уровня, ключевой элемент развития транспортной системы Западной Сибири и Арктики. Он должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги, обеспечив прямой доступ к порту Сабетта на Карском море. Общая протяженность трассы — более 700 км, предполагаемый объем инвестиций — около 500 млрд рублей или 730 млрд рублей при начале реализации после 2027 года. В проекте участвуют РЖД, Газпром и правительство ЯНАО.

СШХ задуман как часть будущего мультимодального коридора «Большой Северный морской путь», который объединяет морскую и наземную логистику на Севере. В зоне тяготения новой магистрали — более 19 месторождений с растущей добычей жидких углеводородов. Это дает реальную перспективу загрузки дороги уже в ближайшие годы.

Что меняет СШХ

Стратегическая значимость проекта объясняется несколькими факторами. Во-первых, СШХ создает сквозной меридиональный коридор, впервые обеспечивающий железнодорожное сообщение между Уралом, Ямалом и Арктикой. Он устраняет сезонность перевозок и сокращает плечо доставки на 1,5–2 тысячи километров. По предварительным оценкам, это снизит стоимость логистики на 10–15%.

Во-вторых, магистраль даст возможность перераспределить потоки с перегруженных южных направлений — таких как Транссиб и БАМ, по которым уже сейчас перевозится более 150 млн тонн в год. Объем перевезенных грузов по СМП в 2024 г. достиг 37,9 млн тонн. При полной загрузке СШХ сможет перевозить до 24 млн тонн. 

Ожидается, что к 2030 году эти два направления — СМП и СШХ — будут работать на сопоставимых объемах с Восточным полигоном.

В-третьих, СШХ повышает конкурентоспособность арктической логистики: открывает экспортный маршрут для нефти, газового конденсата, угля и продукции газохимии в азиатском направлении. Для грузовладельцев это может означать экономию порядка 2 тыс. рублей на тонне сжиженного газа за счет более короткого маршрута и новой тарифной модели.

Мост через Обь — критическая точка проекта

Ключевым элементом СШХ является совмещенный мост через Обь в районе Салехарда. Без него движение по маршруту невозможно. Это двухъярусная переправа длиной более 3 км: железнодорожный путь на нижнем уровне и автомобильная дорога на верхнем.

Стоимость строительства оценивается в 150–180 млрд рублей и зависит от сроков начала работ. Несмотря на готовность проектной документации (уже пройдена экспертиза) и предварительные договоренности с банками, старт проекта задерживается из-за необходимости софинансирования из Фонда национального благосостояния.

Экономический и социальный эффект

Ожидается, что проект создаст до 4 тысяч рабочих мест, обеспечит круглогодичный завоз продукции в арктические регионы и стабилизирует снабжение производств. Для добывающих и перерабатывающих компаний это означает более устойчивые цепочки поставок. Для региона — рост инвестиционной привлекательности, особенно на фоне активной разработки Северного Тамбея и других крупных месторождений.

Что дальше

После завершения строительства будет введена новая тарифная модель: базовый тариф РЖД плюс инвестиционная надбавка СШХ. Даже с этой надбавкой перевозки по новому маршруту останутся дешевле на 20% по сравнению с южными портами.

СШХ создает возможность перераспределить нагрузку с Восточного полигона, оптимизировать экспортные маршруты и снизить издержки для грузоотправителей. Реализация проекта напрямую зависит от финансирования мостового перехода — и это остается ключевым фактором в ближайшей перспективе.

На текущий момент проект находится на высоком уровне проработки: проектная документация прошла государственную экспертизу, достигнуты предварительные соглашения с банками, однако начало строительства зависит от финансирования моста и включения затрат в инвестпрограмму РЖД. По оценкам экспертов, это даст грузовладельцам экономию около 2000 рублей на тонне сжиженного газа.

Таким образом, СШХ — это не просто железная дорога, а элемент системного переосмысления логистики Арктики. Он создает предпосылки для формирования новой экономической географии России в высоких широтах и интеграции арктического потенциала в общенациональные и международные транспортные цепочки.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Эксперт в промышленностиСэкономили более миллиарда рублей на ремонте техники для крупной угольной компании
Эксперт в закупкахУскорили процессы закупок до 90% на отдельных этапах в нефтесервисной компании
Эксперт в цифровой трансформацииСформировали долгосрочную стратегию и цифровой образ крупной нефтегазовой компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Павелецкая площадь, д. 2, стр. 2

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия