Управленческие компетенции: как развить в себе навыки руководителя
Бизнес-тренер Оксана Артюхина рассказала, как стать эффективным управленцем, прокачать лидерские качества и организовать результативную работу команды

Совладелец и идейный вдохновитель «Центра профессий будущего», совладелец компании «Папа Сделал», бизнес-трекер и консультант, автор обучающих курсов для бизнесменов. Автор книги «Бизнес живет 3 года»
В российской культуре принято считать, что руководитель должен быть строгим и требовательным. В образе большинства людей начальник — это некто суровый и грозный. Тот, кто постоянно повышает голос и топает ногой, указывая всем, куда нужно бежать. И все — бегут. Однако на самом деле руководители бывают и другими.
Ко мне обратился один предприниматель из Хабаровска с вопросом: «Как управлять людьми, если я не умею кричать на них?». Я удивила его, ответив, что для управления персоналом совершенно не обязательно быть громким и властным. Если руководители подбирают в свою команду сотрудников в зависимости от стиля управления и компетенций, то они слышат друг друга и взаимодействуют продуктивно. А если нет, то иногда даже опытные управленцы не могут сработаться с подчиненными в силу различных характеров и взглядов.
Руководитель — это не тот, кто давит на всех, а тот, кто умеет ставить цели, настраивать свою команду на результат и умело использовать имеющиеся ресурсы для достижения этих целей.
Развитие управленческих компетенций
Одна хорошая фраза гласит: «Чтобы тебя назначили руководителем, ты должен сначала стать руководителем». Это означает, что прежде, чем претендовать на роль лидера, необходимо развить в себе необходимые качества. Здесь в первую очередь имеется в виду моральная готовность и способность мыслить, как руководитель. Чтобы возглавить коллектив, вы должны уметь не только вдохновлять, но и контролировать подчиненных, которые будут выполнять поставленные вами задачи.
Однажды ко мне подошла сотрудница банка из крупного отдела и говорит: «Я бы хотела стать руководителем, но меня не берут на должность. Я очень стараюсь. Я — хороший сотрудник на своем месте, умело выполняю обязанности и планы». Я предложила ей учиться — давала задания раз в неделю, которые она выполняла. И через несколько месяцев эту женщину назначили руководителем, и она начала действовать исходя из управления своей командой — той самой командой, в которой она раньше числилась рядовым сотрудником.
Как же нам это удалось? Все началось с ее большого желания, ведь именно желание является мотором и движущей силой перемен. Чтобы успешно перейти от роли специалиста к управленцу, человеку необходимо:
- изменить свое мышление;
- начать выполнять действия, которые он раньше не выполнял;
- по-новому взглянуть на задачи;
- рассматривать проблемы с разных точек зрения.
Безусловно, это нелегко и требует дополнительных временных и умственных усилий. Поэтому без мотивации и понимания, на какую конкретную позицию вы хотите попасть, у вас вряд ли что-то получится.
Умение брать на себя ответственность
По сути, единственная задача руководителя — это принятие решений, которые иногда могут быть и неверными. Важно честно признавать свои ошибки и учиться на них, чтобы стать управленцем. Как вы будете достигать цели? Как вы принимаете решения? Кого вы берете на работу? Вы приняли решение делегировать обязанности каждому члену команды или же замкнули все на себе? Вы раздали людям задачи и не проконтролировали процесс выполнения? Это все только ваши и ваши решения.
Да, промахи бывают у каждого руководителя, поэтому нужно уметь вовремя исправлять ошибки и принимать новые решения. Когда управляющие начинают обвинять во всем обстоятельства или других людей, это говорит о том, что они не готовы признать свою неправоту и работать над улучшением компетенций. Умение признавать вину и находить другие решения — важнейшие навыки для любого лидера. И чтобы быстрее их развить, не будет лишним понаблюдать за тем, что делают другие успешные руководители, а также изучить их кейсы и перенять опыт.
И даже еще будучи обычным сотрудником, не бойтесь проявлять инициативу и помогать руководителю во всех возможных ситуациях — например, во время совещаний вы можете фиксировать результаты в письменном виде, в то время как руководитель будет давать комментарии. Так вы начнете «прокачивать» свои скиллы для того, чтобы впоследствии эффективно управлять этой командой.
Правильно поставленные цели
Чтобы стать руководителем, вам нужно понять, каких показателей ожидает от вас компания. Это поможет вам определить цели и задачи, которые необходимо достичь или улучшить для эффективной работы. Например, если речь идет об отделе продаж, то целевым показателем будет реализация товара. Если об отделе маркетинга, то узнаваемость бренда, если о производственном отделе, то количество выпущенных без брака единиц и так далее.
Поэтому я рекомендую поговорить с человеком, который занимается подбором руководителей в интересующую вас фирму, и узнать, какие показатели они хотят видеть. Если вы работаете в крупной организации, и цели уже определены на долгие годы вперед, все равно стоит уточнить, чего именно ожидает руководство от кандидата на должность. Просто спросите, какого человека компания хотела бы видеть на этом месте и что он должен уметь.
Смена круга общения
Первое, что меняется, когда вы становитесь руководителем, — это лодка, в которой вы плывете. Если до этого момента вы вместе со своими сотрудниками гребли в одну сторону, стремясь достичь целей отдела, то при переходе на управляющую должность вы пересаживаетесь в другую лодку, начиная общаться с руководителями и обсуждая более глобальные задачи, проблемы и пути решений.
Поэтому, если вы планируете стать руководителем, начните коммуникацию с участниками вашей будущей команды уже сейчас. Даже если вы только собираетесь присоединиться к ним, вам все равно следует налаживать контакты с потенциальными коллегами. При этом общение может быть как неформальным в процессе корпоративных мероприятий, так и формальным — например, обсуждение рабочих вопросов или совместные проекты. Так вы сможете установить контакт и заложить основу для теплых отношений с коллегами, лучше поняв их точку зрения и принцип мышления.
Кроме того, полезно общаться с коллегами из других подразделений и более высшего звена, если вам представится такая возможность. Ведь вы, скорее всего, будете обращаться к ним за советами при решении сложных или кросс-функциональных задач. И в итоге именно от них может зависеть реализация стратегически важных проектов, особенно если вы работаете в крупной компании. На текущем этапе такая коммуникация поможет улучшить вашу результативность и даст возможность черпать новые идеи, привнося их в свой коллектив.
Умение принять и отстоять решение
После того, как вы наладили устойчивые связи с коллегами, важно осознать следующее: если раньше вы и ваши подчиненные были вправе считать какое-либо решение несправедливым или неправильным, то, став руководителем, вы окажетесь в числе тех, кто должен не оценивать, а внедрять такие решения в свою команду, умея обосновать каждое слово.
Если вы будете вести себя, как и раньше, продолжая выражать недовольство этим решением руководства и транслируя это сотрудникам, то подчиненные быстро почувствуют вашу слабость и потеряют мотивацию к достижению результатов. Они будут постоянно вас критиковать, а вы — жаловаться на то, что руководство принимает неверные решения.
Для того, чтобы стать настоящим лидером и чтобы люди шли за вами, необходимо держать удар и говорить: «Компания приняла такое решение, потому что для этого были основания. Так будет лучше для компании потому что…» Вам нужно быть морально крепким человеком и уметь четко аргументировать свои действия и уметь смотреть с позиции компании. Поэтому, если вы обладаете более эмоциональным восприятием и на все происходящее реагируете «в штыки», то для начала вам стоить поработать с этой привычкой.
Также хорошо, если у вас будет возможность проконсультироваться со старшими коллегами перед тем, как озвучивать свое решение. Возможно, они смогут адекватно объяснить вам, почему выбранное решение считается более правильным для компании и что оно принесет в итоге. Вам предстоит тщательно обдумать все нюансы и то, под каким соусом преподнести информацию людям прежде, чем зайти в свой отдел и рассказать подчиненным.
Умение вовлекать людей
Далее, поскольку вы понимаете, что перед вами поставлена цель, вам необходимо вовлечь команду в ее реализацию. Например, ваша конечная точка — увеличить количество продаж. Вы осознаете, что в прошлом году компания использовала определенный инструментарий, и сейчас вам необходимо найти альтернативные способы. Ваша задача — придумать что-то новое, поскольку прежние методы не принесли тех результатов, которые запланированы на этот год и прошлых методов будет недостаточно.
Тогда вам предстоит продумать на несколько шагов вперед план действий, которые ваша команда сможет выполнить, определив роли каждого участника. Можно составить план на год, квартал, месяц или неделю, распределяя задачи между специалистами и отслеживая их выполнение в рамках еженедельных планерок, которые в идеале не должны продолжаться более 1 часа. А чтобы сотрудники были более инициативными, вы вместе с ними можете пройти коучинговые курсы, фасилитационные сессии или обучающие тренинги.
Делегирование
Для того, чтобы стать управленцем, вам следует освоить навык делегирования, четко формулируя задания и расставляя приоритеты. Важно уметь отличать задачи, которые можете выполнить только вы, от тех, которые можно передать другим сотрудникам — например, рутину, вопросы, с которыми вы действительно плохо справляетесь, или то, чем вы просто не любите заниматься. Делегирование позволит вам не растрачивать потенциал и энергию, уделяя внимание рассмотрению стратегических проблем.
Чтобы мотивировать сотрудника к выполнению задачи, обязательно объясните ему, почему ее важно решить и какого результата вы хотите добиться. Определите, что именно нужно сделать и когда, а также как можно подробнее объясните, как все должно выглядеть в конечном итоге. Установите ответственность за выполнение задачи в срок, обсудите, что будет при нарушении условий, и заранее продумайте ответы на возможные вопросы сотрудника.
Выводы
Если вы решительно настроены стать руководителем, я рекомендую вам найти себе ментора. Наставник поможет вам освоить необходимые для управления навыки и избежать возможных ошибок при переходе на новую должность. Кроме того, сосредоточьтесь на обучении и развитии навыков, которых вам не хватает. Для этого важно порефлексировать и осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы определить области для развития. После обучения как можно скорее внедряйте полученные знания в вашу работу и регулярно анализируйте, какие результаты у вас получаются. С таким подходом вы сможете довольно быстро развить в себе мышление руководителя и успешно достичь поставленной цели.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль