Заменит ли дистанционное образование традиционную форму обучения
Дистанционное обучение: временная мера или неотъемлемая часть? Обсудим, заменит ли онлайн традиционное обучение и человека

Профессионал с 12+ лет в продажах и 7+ в стратегическом управлении коммерцией (B2B). Успешный опыт реализации проектов по улучшению бизнес-процессов и повышению эффективности команд.
Пять лет назад бизнес воспринимал дистанционное обучение как вынужденную временную меру. Сегодня — это полноценный инструмент, который перестал быть «пожарным выходом». Онлайн еще не заменил традиционное обучение, но уже стал его неотъемлемой частью. Возможен ли полный переход на дистанционку, могут ли технологии заменить человека, рассказал Леонид Бутаков, эксперт рынка EdTech/HRtech, коммерческий директор Эквио.
Пандемия резко изменила отношение к дистанционному обучению: когда офисы закрылись, альтернативы не было. Доля удаленных сотрудников превысила 40%, а вместе с этим вырос спрос на онлайн-обучение. Однако уже к 2024 году произошел откат, доля удаленных сотрудников снизилась до 1%.
Масштабное возвращение в офисы снизило интерес к онлайн-курсам, но не отменило его. И если тогда это был вынужденный эксперимент, то сегодня — это осознанный выбор. За пять лет компании привыкли к дистанционному формату, сделав его частью смешанной системы обучения.
Что дало толчок к развитию онлайн-обучения
Главный триггер — не пандемия, а необходимость быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Обновляющиеся процессы, регламенты, инструкции требуют непрерывного развития. Традиционное обучение слишком медленное для такого темпа. А вот дистанционная форма обучения — отличный выход из ситуации.
Но важно понимать: онлайн — не «волшебная таблетка». Он эффективен там, где выстроен процесс. Где есть система, методология, инструменты. Где LMS — не просто платформа, а живая среда обучения.
Так что же эффективнее: онлайн или офлайн
Практически во всех случаях онлайн-обучение показывает лучшие результаты при обучении сотрудников. Особенно там, где необходимо непрерывное обучение и обучение линейного персонала на рабочих местах, там, где постоянно меняются регламенты и правила работы (ритейл, FMCG, HoReCa)
LMS, HR-платформы, кастомизированные сервисы, ИИ анализируют прогресс учащихся, адаптируют контент под конкретного сотрудника и обеспечивают высокое качество обучения для всей компании. Например, нейросеть может прекрасно сыграть роль «недовольного покупателя» для оттачивания навыка продаж. Да, она не заменит живого тренера, но поможет сделать обучение команд более эффективным.
Что дальше
Думаю, в ближайшие 10 лет темпы роста не будут останавливаться, бизнес будет все больше осознавать значимость обучения и его связь с результатами компании. Уже сейчас значимость корпоративного обучения с каждым годом растет в среднем на 15-20%, и рынок уже достиг 7 млрд. рублей.
При этом классический формат уже вымирает, все больше компаний сталкиваются с необходимостью автоматизировать процессы развития сотрудников. А это значит, что часть взаимодействия с аудиторией должно происходить дистанционно. Становится нормой смешанный подход, где есть онлайн-инструмент для «базы» и офлайн — для трансформации.
Как только собственники бизнеса поймут что в случае с дистанционным обучением сотрудников успех будет выше рисков — его внедрение будет массовым.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты