РБК Компании
Главная ATI.SU 21 сентября 2023

Цифровизация логистики: как выбрать площадку для организации перевозок

Инструкция для компаний — критерии выбора электронной торговой площадки, методы ее пилотирования и внедрения в бизнес-процессы
Цифровизация логистики: как выбрать площадку для организации перевозок
Александр Вильде
Александр Вильде
Директор по развитию

Директор по развитию «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Подробнее про эксперта

В последние несколько лет появляется все больше цифровых инструментов для автоматизации логистических процессов. Один из самых важных — электронная торговая площадка, с помощью которой компании-грузовладельцы могут оптимизировать процесс подбора перевозчиков и экспедиторов.

Выбор электронной торговой площадки, с которой сотрудники компании — заказчика перевозок — будут взаимодействовать для оптимизации логистических процессов, не так прост. На российском рынке существует около 50 решений, так или иначе относящихся к данному классу ПО. Некоторые из них изначально создавались внутри крупных компаний или по их заказу, долгое время «обкатывались» там и только после этого выводились на массовый рынок. Другие же были разработаны ИТ-компаниями исходя из их собственного понимания проблем клиентов и сразу же предлагались широкому кругу участников.

Соответствие потребностям — главный критерий

Итак, на рынке ПО для распределения заказов на перевозку сегодня представлено много продуктов, обладающих разной функциональностью, надежностью и уровнем сервиса. И даже если на двух торговых площадках реализованы одинаковые ключевые функции, их терминология может не совпадать: например, категория, которая на ATI.SU называется «Груз», на другой площадке называется «Заказ». В свою очередь, и потребности заказчика перевозок могут сильно различаться в зависимости от масштаба бизнеса, вида грузов и ряда других факторов. 

Поэтому первый критерий выбора электронной торговой площадки – наличие функциональности, которая необходима для оптимизации бизнес-процессов. Для оценки цифрового продукта по этому критерию заказчику необходимо распределить все его функции на категории и сопоставить их со своей картой потребностей. 

В результате ПО торговой площадки может либо недостаточно соответствовать требованиям клиента, либо частично закрывать эти требования, либо предоставлять гораздо больше возможностей, чем нужно.

Цифровизация логистики: как выбрать площадку для организации перевозок
Цифровизация логистики: как выбрать площадку для организации перевозок

Памятка по выбору торговой площадки

Другие критерии, которые помогут компаниям-грузовладельцам сделать выбор в пользу той или иной электронной площадки для грузоперевозок:

  1. Стоимость лицензии и сопровождения решения является важным дополнительным фактором при выборе. 
  2. Желательно наличие круглосуточной технической поддержки вендора — ведь логистические подразделения часто работают и в дневную, и в ночную смену. Длительное исправление неполадок в работе ПО может негативно повлиять на деятельность всей компании. 
  3. Хорошо, если вендор предоставляет возможность обучения сотрудников заказчика и его партнеров-перевозчиков: каким образом можно максимально эффективно использовать ПО.
  4. Стоит обратить внимание на происхождение и локализацию программного продукта.
  5. Репутация бренда тоже может многое сказать о программном продукте: насколько компания-разработчик стабильна и устойчива на рынке, активно ли развивает продукт, прислушивается ли к потребностям заказчиков.
  6. Наконец, при выборе площадки важно учитывать отзывы и рекомендации компаний, которые уже используют то или иное решение. 

Выбор электронной торговой площадки: реальный опыт

В 2020 году один из крупных логистических операторов начал проект по внедрению единой цифровой платформы и переводу на нее части своих логистических процессов. Целями проекта стали оптимизация транспортных расходов, сокращение трудозатрат логистов на выполнение рутинных операций, минимизация «человеческого фактора» и прозрачность бизнес-процессов для центрального офиса. 

Первоначально представители компании отобрали 15 торговых площадок, провели встречу с каждым разработчиком, изучили презентации продуктов. После этого они отправили каждому контрагенту чек-лист, содержащий более чем 40 критериев. Полученные от вендоров чек-листы были проанализированы, в результате чего определены три наиболее подходящие площадки. Они были приглашены к участию в финальном тестировании. 

Этап финального тестирования заказчик также организовал очень грамотно. Для работы с каждой площадкой было назначено отдельное подразделение, а также определены ответственные лица со стороны заказчика и каждой площадки. Проводились совместные встречи с привлечением перевозчиков-партнеров заказчика. Перед непосредственным запуском тестирования в течение двух недель производилась настройка личных кабинетов для управления ПО и обучение сотрудников. 

От разработчиков тоже требовалось активное участие в проекте. Например, «Биржа грузоперевозок ATI.SU» вошла в шорт-лист площадок, из которого уже выбирался один победитель. С начала этого этапа сотрудники ATI.SU проводили регулярные встречи с заказчиком, анализировали обратную связь от него по своей функциональности, старались быстро отрабатывать запросы на небольшие доработки. Пожелания, касающиеся более сложных доработок, фиксировали и вписывали в план возможного дальнейшего сотрудничества. 

Примерно через месяц по той же схеме к тестированию функциональности «Биржи грузоперевозок ATI.SU» было подключено еще одно подразделение заказчика. В итоге логистический оператор выбрал ATI.SU для дальнейшего сотрудничества. 

После заключения договора всего за полтора месяца на платформу ATI.SU были переведены остальные 12 подразделений логистического оператора. После этого началась настройка интеграции «Биржи грузоперевозок ATI.SU» с внутренней системой заказчика. Совместно с ним мы также определили «дорожную карту» по кастомным доработкам торговой площадки.

Сегодня этот кейс может рассматриваться как образцовый проект подбора, тестирования и внедрения транспортной площадки для организации грузоперевозок. Благодаря грамотному планированию, согласованию, привлечению всех сторон – заказчик реализовал проект быстро и бесшовно для конечных пользователей. В результате он:

  • подключил к сервису около сотни партнеров-перевозчиков, 
  • автоматизировал более 80 конкурсных процедур,
  • экономит 8% расходов на проведение торгов. 

Сотрудничество «Биржи грузоперевозок ATI.SU» и логистического оператора продолжается уже третий год.

Важно отметить полезный для разработчика эффект от подобных проектов. Благодаря обратной связи от заказчика были получены свежие идеи по доработке функциональности ATI.SU, которая оказалась интересна многим другим нашим клиентам. Например, это сервис по автоматическому формированию транспортной накладной и сервис для автоматизации работы со складами «Временные окна».

Последнее изменение: 21 сентября 2023

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации02.06.2008
Уставной капитал19 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Сампсониевское, ул. Гельсингфорсская, д. 2 литера А, помещ. 1н
ОГРН 1089847223663
ИНН / КПП 7810518403 780201001

Контакты

Адрес Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Гельсингфорсская, д. 2, лит. А
Телефон +78126020105
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия