Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная «Гровэкс» 18 сентября 2025

Импорт из Европы — как сохранять сроки и контроль в условиях ограничений

Какие маршруты действительно работают? Как обеспечить контроль, стабильность и соблюдение сроков? Разбор реального кейса и практические советы
Импорт из Европы — как сохранять сроки и контроль в условиях ограничений
Источник изображения: Пресс-центр Growex
Светлана Алифиренко
Светлана Алифиренко
Руководитель отдела продаж (Новороссийск)

Эксперт по международной логистике, опыт 17+ лет. Специализация: организация поставок сложных категорий товаров из Европы и Азии, транзитные маршруты и таможенное сопровождение.

Подробнее про эксперта

После 2022 года привычные логистические цепочки между ЕС и РФ утратили надежность. Под влиянием санкционных пакетов и ограничений, маршруты, либо прекратили работу, либо перестали обеспечивать прогнозируемый результат.

При этом речь идет не только о запретах на поставку товаров двойного назначения, но и о комплексных ограничениях:

  • запрет на предоставление логистических, страховых, финансовых и IT-услуг российским компаниям,
  • персональные санкции против участников сделок,
  • давление на третьи страны для предотвращения реэкспорта,
  • и жесткий контроль со стороны европейских таможенных органов, которые отслеживают происхождение товара, чтобы не допустить его ввоза в РФ под видом другой страны.

На фоне этого, как результат адаптации, бизнес перешел к системной работе с транзитом. Появились устойчивые схемы: альтернативные маршруты, параллельный импорт, логистика через дружественные страны или зарубежных партнеров. Эти инструменты уже не рассматриваются как временные — они стали базой для современной ВЭД-инфраструктуры.

Цепочки поставок стали длиннее на 2–4 звена. Увеличилась нагрузка на координацию, сроки и документарное оформление. Но при грамотной настройке весь процесс остается управляемым и прозрачным.

Импорт из Европы сохраняет устойчивый спрос. Закупают:

  • промышленное оборудование,
  • IT-продукция и софт (включая договоры переуступки),
  • медицинская техника и препараты,
  • сырье и полуфабрикаты для производства,
  • комплектующие и люксовые товары.

Важно: многие европейские производители не заинтересованы в полном разрыве связей. Это создает пространство для легальных маршрутов с соблюдением всех норм.

Транзитные маршруты — специфика и риски

Сегодня не существует одного универсального маршрута. Эффективная логистика строится на оптимальном выборе под разные типы грузов, риски и бюджеты. На практике используются хабы в Турции, ОАЭ, Казахстане, Сербии, Китае, странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Вот ключевые направления и их особенности:

  • Турция

    Ключевой хаб для всех типов грузов. Порты Стамбул и Мерсин.

    Риски: усиление давления со стороны ЕС, усиление контроля за реэкспортом, более строгий банковский комплаенс.
     
  • ОАЭ 

    Финансовый и логистический центр. Особенно эффективен для поставок техники и IT-товаров.

    Риски: рост операционных издержек, повышенное внимание западных регуляторов к сделкам с российским участием.
     
  • Сербия и Балканы

    Удобны для автоперевозок из Центральной Европы.

    Риски: возможное изменение санкционной политики на фоне сближения с ЕС.
     
  • Казахстан и Средняя Азия

    Сухопутная альтернатива, развитая логистика.

    Риски: усиленный контроль таможен ЕАЭС за подтверждением происхождения, особенно по товарам с высоким санкционным риском.
     
  • Страны Балтии 

    Используются как точки консолидации с последующей отправкой через третьи страны.

    Риски: прямые поставки невозможны, высокие издержки, сложная маршрутизация.

На практике устойчивость достигается, если закладывать несколько рабочих маршрутов под разные категории товаров. Это позволяет гибко реагировать на задержки, ограничения или перегрузку инфраструктуры в хабах.

Оплата и документы: акцент на правомерность

Прямые расчеты в EUR и USD — фактически невозможны. Даже если товар не под санкциями, европейские банки блокируют переводы. Решение — расчеты через банки в ОАЭ, Китае, Гонконге в альтернативных валютах: юанях (CNY), дирхамах (AED), тенге (KZT).

Цепочка платежей может включать до трех банков-посредников, а срок прохождения — 2–3 банковских дня. Это требует точного согласования сроков оплаты, отгрузки и сертификации.

На практике вопрос расчетов стал уже не техническим, а юридическим.

Банки в дружественных юрисдикциях усилили комплаенс: проверяют происхождение средств, участников сделки и полную структуру контракта.

Устойчивые платежи возможны только при:

  • полной прозрачности бенефициаров
  • корректной смене права собственности после транзитных операций
  • отсутствии в цепочке лиц и компаний, попавших под санкции.

Документооборот — отдельный критический элемент.
При транзите оформляются два комплекта документов:

  • на вывоз из ЕС,
  • на ввоз в РФ.

Нюансы, требующие глубокого понимания сути таможенной очистки:

  • Указание участников сделки (продавец, посредник, получатель),
  • Определение кодов ТН ВЭД
  • Формирование товаросопроводительных документов и сертификатов происхождения.

Любые несоответствия приводят к досмотрам и задержкам. При этом корректность документов — не формальность, а прямое требование таможни и банков.

Нет универсального маршрута. Есть устойчивая стратегия

Одна из главных проблем последних полутора лет — отсутствие «идеального хаба». Все маршруты сопряжены с теми или иными рисками: от политических колебаний до логистических перегрузок и роста тарифов.

Решение — Логистическая гибкость.

Что действительно важно

Мой опыт показывает: устойчивый импорт — это единая координация всех звеньев цепочки.

Когда маршрут, транзит, документы, таможня и расчеты контролирует один подрядчик — поставка становится предсказуемой.

Устойчивый импорт возможен только при сочетании международной экспертизы, партнерств в нескольких странах, команды специалистов и цифровых инструментов для контроля цепочек.

Вывод

Импорт из Европы больше не является линейной задачей.  Теперь это — многоэтапная логистическая процедура, где взаимосвязаны:

  • юридическое урегулирование санкционных правовых норм,
  • таможенное оформление,
  • платежи и расчеты,
  • сертификация,
  • и транспортировка.

Чтобы поставка была устойчивой, нужен партнер, который обеспечивает не просто перевозку, а контроль всей цепочки — от первого запроса до финального акта приемки груза.

Последнее изменение: 18 сентября 2025

Интересное:

Все новости:

Достижения

Результаты за год24 769 TEU перевезено (грузов), 3 241 таможенных деклараций оформлено за 2024 год

Контакты

Адрес
353900, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мира, д. 9, офис 301 190005, Россия, г. Санкт-Петербург, Троицкий пр., д. 4В 115230, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 3, корп. 2, стр. 9
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия