РБК Компании

Налоговая медиация: какие есть перспективы и препятствия у направления

Руководитель Центра коммуникации и медиации, Ксения Тихомирова о преимуществах, сложностях и возможностях налоговой медиации в России
Налоговая медиация: какие есть перспективы и препятствия у направления
Источник изображения: Freepik.com
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Налоговая медиация привлекает все больше внимания как со стороны государства, так и среди независимых экспертов. Этот метод помогает улаживать споры между налогоплательщиками и налоговыми органами без затяжных судебных разбирательств. Участники процесса — многие медиаторы, налоговые консультанты, юристы, нотариусы, сотрудники ФНС и сами налогоплательщики — уже оценили удобство и пользу этого подхода. Оценили многие, но, увы, далеко не все. Успешная практика есть, положительные результаты тоже, хотя все-таки еще довольно скромные. 

Какие возможности открывает направление, что мешает его развитию и как решить эти проблемы — обо всем этом расскажу в статье.

Налоговая медиация: какие есть перспективы и препятствия у направления

В чем польза медиации в разрешении налоговых споров

За рубежом медиация давно доказала свою эффективность. Этот метод используют в США и Великобритании, в Италии, Бельгии и Нидерландах, в Австралии и других странах. Там он стал привычным и высоковостребованным инструментом урегулирования налоговых вопросов.

В России этот способ пока не так распространен, хотя его принципы отлично сочетаются с современным подходом ФНС, направленным на уважение и понимание интересов граждан. Главная идея медиации — участие независимого, незаинтересованного посредника, который помогает сторонам прийти к взаимоприемлемому решению. Именно этот «человекоцентрированный» подход сейчас активно внедряется в работу налоговых органов.

Кроме того, медиация полностью соответствует реформе контрольно-надзорной деятельности, цель которой — снизить количество проверок и уменьшить административное давление на бизнес. Вместо формального подхода делается ставка на гибкое и экологичное решение конфликтов.

Какие возможности дает налоговая медиация

Сегодня для урегулирования налоговой задолженности после проверки есть три основных варианта: рассрочка (ст. 64 НК РФ), заключение мирового соглашения и мировое соглашение в рамках банкротства.

Мировое соглашение, безусловно, имеет определенную гибкость. Однако процесс обращения налоговых органов в суд с заявлением о банкротстве почти всегда становится серьезным ударом для компании. Появляются претензии со стороны других кредиторов, что может поставить бизнес на грань закрытия. Более того, часто блокируются счета, замораживается вся деятельность. В итоге компания вместо выхода из сложной ситуации погружается в еще большие проблемы.

А вот медиативное соглашение, заключенное на ранних этапах, позволяет избежать такого сценария. Оно помогает сохранить стабильность компании — как финансовую, так и операционную.

Чем же медиация выигрывает по сравнению с мировым соглашением?

  1. Скорость и удобство. Медиативное соглашение можно составить, заверить и выполнить гораздо быстрее, чем проходить через судебные процедуры.
     
  2. Гибкость подхода. Участники могут использовать разные инструменты для реализации договоренностей, включая привлечение третьих лиц.
     
  3. Конфиденциальность. Вся процедура защищена законом о медиации, что особенно важно для компаний, которые хотят избежать лишней огласки.

Еще один важный плюс медиации — ее можно проводить параллельно с налоговой проверкой. Такой подход помогает рассмотреть ситуацию со всех сторон и принять комплексное решение. Например, медиативное соглашение может быть использовано для урегулирования спора, а также для планирования реструктуризации и выплаты задолженности.

Если интегрировать медиацию в согласительные процедуры, налоговый мониторинг станет более дружелюбным инструментом контроля. Такой формат работы ориентирован на сотрудничество и открытость между ФНС и бизнесом. Это помогает не только решать спорные моменты, но и выстраивать систему справедливого налогообложения.

Что важно, медиация может изменить привычное налоговое планирование и частые судебные споры с налоговыми органами. Когда между государством и бизнесом формируется доверительный диалог, предприниматели чаще стремятся к открытым и честным отношениям. А это, в свою очередь, сокращает дистанцию между сторонами и создает основу для долгосрочного партнерства.

Налоговая медиация: какие есть перспективы и препятствия у направления

Главные сложности на пути развития налоговой медиации

Одной из ключевых проблем в развитии налоговой медиации остается отсутствие самого термина «медиация» в Налоговом кодексе. Такая неопределенность правового статуса приводит к тому, что процедура воспринимается с недоверием. К ней как минимум с осторожностью относятся представители ФНС, налоговые консультанты, нотариусы и другие участники налоговых споров. Этому не помогает и ограниченная практика применения — успешных кейсов пока немного, а широкая популярность метода только брезжит на горизонте.

Еще один серьезный барьер — отсутствие централизованной государственной поддержки. Сейчас нет четкой системы взаимодействия между ФНС, медиаторами и другими участниками процесса. Нехватка законодательной базы, недостаток многосторонней коммуникации и небольшой объем практических кейсов тормозят развитие направления.

Налоговая медиация: какие есть перспективы и препятствия у направления

Как можно преодолеть препятствия

Для решения этих проблем необходим комплексный подход, объединяющий усилия государства, бизнеса и экспертного сообщества.

Первым шагом должно стать прояснение правого статуса медиации в налоговых правоотношениях и подробное описание ее механизмов, инструментов и ограничений.

Второй важный шаг — создание единого реестра медиаторов. Он станет надежным ориентиром для всех участников налоговых правоотношений. Нотариусов можно обязать заверять медиативные соглашения только у тех специалистов, которые включены в реестр. Это повысит доверие к процедуре.

Также стоит рассмотреть дополнительные меры регулирования. Например, в медиативном соглашении можно обязать медиаторов указывать размер вознаграждения и способ оплаты, чтобы исключить неформальные расчеты. А добровольное страхование таких соглашений от неисполнения добавит еще один уровень надежности.

Следующий шаг — объединить усилия экспертов. Создание рабочей группы с участием ФНС, медиаторов, налоговых консультантов и представителей Комитета по налогам позволит разработать универсальные алгоритмы интеграции медиации в работу контролирующих органов. Регламентация процедуры поможет сделать ее прозрачной, понятной и востребованной.

Медиация не претендует на подмену других форм досудебного урегулирования, но может стать их эффективным дополнением. У этого инструмента есть большой потенциал изменить подход к разрешению налоговых споров. При грамотной проработке и слаженной работе всех сторон медиация принесет пользу и бизнесу, и государству. Все, что нужно, — убрать существующие барьеры и дать инструменту возможность раскрыть себя в полной мере.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
27 сентября 2013
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64, к. 1, офис 147
ОГРН
1137799017916
ИНН
7724301679
КПП
772401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия