РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Частные АЗС занимают рынок: почему ВИНКи сдают позиции

Анализируем ситуацию на российском рынке автозаправок
Частные АЗС занимают рынок: почему ВИНКи сдают позиции
Источник изображения: Из личного архива ГК Benza
Виктория Ткачук
Виктория Ткачук
Коммерческий директор АО «Пензаспецавтомаш» | Benza

Эксперт в области топливных решений для бизнеса.

Подробнее про эксперта

По итогам 2024 года российский рынок автозаправок демонстрирует нетипичную динамику: при общем росте числа АЗС на 1,7% (до 28,97 тыс.) частные операторы нарастили сети на 2,9%, тогда как вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) сократили присутствие на 0,9%. Почему независимые игроки выигрывают конкуренцию, а крупные нефтяники уходят с поля? Разберемся в деталях. 

Гибкость и регуляторное бремя: факторы передела рынка

В строительство частных АЗС вкладываются, чтобы получить прибыль. Однако долгое время на рынке существовал серьезный перекос: частникам было трудно зарабатывать. Цена опта оставалась высокой, инвестиции в строительство АЗС долго окупались, и все это не давало развивать частный бизнес на рынке топлива. Ситуация изменилась. В 2024 году чистая маржа на розничных продажах топлива у частных АЗС достигла 6–7 рублей за литр (АИ-92 и АИ-95), победив прошлые убытки. Это произошло из-за снижения оптовых цен при сохранении розничных. Если в 2021–2023 годах разница между стоимостью опта и розницы топлива  составляла 15-30%, то сейчас разрыв сократился.

ВИНКи — это другая история. Они связаны договоренностями с государством о сдерживании цен в рамках инфляции и не могут гибко реагировать на рыночные колебания, что вынуждает их закрывать низкорентабельные объекты, особенно в сегментах бензина (-0,7%) и метана (-2,6%) . 

Частники заняли выжидающую позицию и оказались в плюсе. Независимые АЗС активно замещают «классические» заправки там, где они теряют рентабельность. Кроме того, частные сети делают ставку на газомоторное топливо, спрос на которое растет на фоне госпрограмм перевода транспорта на метан. В 2024 году число таких АЗС увеличилось на 7%, причем 80% прироста обеспечили независимые операторы.

Почему ВИНКи отдают рынок

Причин несколько от снижения интереса к рознице до логистических издержек. Для нефтяных компаний розничные продажи — лишь часть бизнеса. Убытки на АЗС компенсируются прибылью в добыче и переработке, но при длительной негативной динамике ВИНКи предпочитают оптимизировать сети. К тому же содержать удаленные АЗС в условиях роста цен на логистику для ВИНК становится нерентабельно. Частники же часто работают через трейдеров с отсрочкой платежа, что снижает нагрузку на оборотные средства.

Бизнес также может объединять две задачи: не только получать прибыль с продажи топлива, но и заправлять собственный парк техники, работая, например, в логистике, сельском хозяйстве или других отраслях. Как это выглядит? Собственник устанавливает АЗС для своего автопарка, но локация настолько удачна, что здесь же через терминал самообслуживания заправляется и проезжающий транспорт. 

У Benza есть пример в Мордовии, когда частник заправляет на АЗС собственную строительную технику и при этом продает топливо в розницу. При таком сценарии, даже если стоимость опта снова изменится не в лучшую сторону, бизнес все равно выиграет, так как наличие мобильной АЗС в автопарке защищает от переплат и снижает топливные издержки на 30%.

Таким образом, рост доли частных АЗС — это результат их способности адаптироваться к меняющимся условиям. Их гибкость в ценообразовании позволила найти новые точки роста. Однако долгосрочное лидерство будет зависеть от баланса между регуляторной политикой и рыночной логикой. Пока частники демонстрируют, что в условиях турбулентности выживает не самый крупный, а самый мобильный. 

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия