РБК Компании

Темная сторона перевозок: практические советы адвоката

Дмитрий Клинков раскрывает схемы преступлений в логистике: от хищений грузов и финансовых махинаций до кибератак и дает практичные советы по защите бизнеса
Темная сторона перевозок: практические советы адвоката
Источник изображения: Личный архив Клинкова Дмитрия
Дмитрий Клинков
Дмитрий Клинков
Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners) — адвокат по уголовным делам

Адвокат по уголовным делам, юридическая практика с 2007 года. Опыт работы руководителя в следственных органах МВД России. Имеет оправдательный приговор по делу «совершенно секретно»

Подробнее про эксперта

Узнаем у эксперта в сфере преступлений в логистике и адвоката по уголовным делам, заместителя председателя МКА «Клинков, Пахомов и Партнеры» —  Дмитрия Клинкова схемы преступлений в логистике, а также как обезопасить  свой бизнес в этой сфере.

Расскажите, пожалуйста, как в 2024 году выглядел рынок грузоперевозок в России и какие основные риски для бизнеса были связаны с преступностью в этой сфере?

В 2024 году рынок грузоперевозок демонстрировал устойчивый рост на фоне восстановления экономики:

  • По данным ГК «Монополия», грузооборот автотранспорта вырос на 7,4 % за первые восемь месяцев 2024 г. по сравнению с тем же периодом 2023 г.
  • Средняя месячная выручка на одну фуру составила около 632 000 ₽, а за последние два года зарплаты дальнобойщиков выросли на 30–40 %.
  • По официальным данным МВД, в 2024 г. в России было зарегистрировано 1,91 млн преступлений (−1,8 % к 2023 г.), из них на транспорте — на 8,5 % меньше, чем годом ранее.
  • 40 % всех преступлений совершались с использованием ИКТ; число таких инцидентов выросло на 13,1 %, тяжких и особо тяжких составов среди них стало на 7,8 % больше.
  • По данным TAPA EMEA Intelligence System, в октябре 2024 г. в Европе и СНГ зафиксировано 398 инцидентов с кражей грузов на сумму ущерба 23,5 млн €.

Исследование Lardi.Today показало, что 76 % инцидентов краж грузов в 2024 г. были связаны с грузовиками:

  • 21 % — угоны, 20 % — хищения транспортных средств, 16 % — кражи на объектах, 14 % — кражи из самих транспортных средств;
  • По видам товара: 22 % — продукты питания, 10 % — сельхозтовары, 9 % — электроника, 7 % — топливо;
  • Наиболее уязвимый этап перевозки — транзит (41 %), на складе происходило 21 % инцидентов.

Какие виды преступлений в сфере логистики вы встречаете в своей практике при защите интересов компаний?

1. Преступления против собственности. Это самые распространенные виды преступлений, к ним относятся кражи, мошенничества и другие хищения.

2. Преступления экономической направленности, сюда можно отнести:

  • незаконную транспортировку грузов по заниженным тарифам. Для этого, нередко, фальсифицируют данные в перевозочные документы представители компаний, транспортно-экспедиционных фирм и грузоотправители.
  • уклонение от оплаты дополнительных услуг, в том числе охраны и экспедирования. Законодательство РФ запрещает навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя.

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», продавец или исполнитель не вправе оказывать дополнительные услуги за плату без письменного согласия потребителя. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

С 30 октября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ, которым установлена административная ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату. Согласно закону, навязывание платных дополнительных услуг влечет наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц — от двух до четырех тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от двадцати до сорока тысяч рублей.

Уклонение от контроля подакцизной продукции, а также от контроля различными службами при перевозке пищевой продукции, ввезенной с нарушением нормативной базы.

Уклонение от контроля подакцизной продукции может проявляться, например, в использовании поддельных акцизных марок или предоставлении недостоверной информации о произведенной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

За незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная и уголовная ответственность. Некоторые нормы:

  • ст. 14.16 КоАП РФ — нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Виновные должностные лица платят штраф до 200 тысяч рублей, юридические лица — до 500 тысяч рублей.
  • ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ — производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Должностные лица могут быть дисквалифицированы от 2 до 3 лет, штраф составляет от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • ст. 14.17.1 КоАП РФ — незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами. Физлицу грозит штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции, индивидуальному предпринимателю — штраф от 100 тысяч до 200 тысяч рублей также с конфискацией алкогольной продукции.
  • ст. 14.17.2 КоАП РФ — незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции. Штраф составляет от 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции.

Уклонение от контроля при перевозке пищевой продукции, ввезенной с нарушением нормативной базы, может выражаться, например, в нарушении требований технического регламента, в том числе за условиями перевозки, установленными изготовителем. В таком случае предусмотрена административная ответственность, например, по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Также в случаях нарушения таможенного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. К административным правонарушениям в области таможенного регулирования относится, в частности, глава 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. К уголовным преступлениям — статьи Уголовного кодекса РФ, например, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) и другие.

3. Мошенничество с подменой или невымогательством товаров. В основном это характерно для определенных товарных категорий, например fashion-сегмента, электроники и дорогих девайсов. Какие еще преступления встречаются?

1. Одна из распространенных схем — «фокус с грузом». Клиент отправляет уже поврежденный предмет, предварительно его застраховав, а потом предъявляет претензию перевозчику, утверждая, что товар был поврежден при перевозке.

2. Еще одна схема заключается в том, что покупатель заказывает в интернет-магазине товар с оплатой наложенным платежом, а в итоге ему присылают подделку низкого качества или откровенный мусор. Отказаться от посылки в этом случае онлайн-шопер уже не может, ведь по действующим Правилам оказания услуг почтовой связи получатель может вскрыть посылку только после ее оплаты.

3. Кража НДС (налога на добавленную стоимость) из бюджета в сфере логистики. Для этого используют схемы с привлечением контрагентов и применением налоговых вычетов.

4. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия.

5. Преступления, относящиеся к сфере грузовых перевозок, а также связанные с незаконным перемещением товаров, в том числе транспортных средств, через границу.

6. Экологические преступления.

7. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также преступные нарушения правил охраны труда.

8. Преступления коррупционной направленности.

9. Также к преступлениям, совершаемым на водном транспорте, относят пиратство и морской терроризм, что встречается довольно редко в настоящее время.

10. Кроме того, в последние годы нарастает опасность кибератак на системы управления транспортом. 

Некоторые виды кибератак и их последствия для транспорта:

  • Атаки на критическую инфраструктуру. Диспетчерские центры, логистические платформы, системы управления движением — все это может стать мишенью для злоумышленников. Возможны сбои в расписании, нарушение работы светофоров и полный паралич узла.
  • Вредоносное программное обеспечение. Вирусные атаки могут отключить автопилот в самолете, изменить навигацию морского судна или заблокировать управление автономным автомобилем.
  • Атаки на сетевую инфраструктуру. Киберпреступники могут перехватывать конфиденциальную информацию, подменять данные о маршрутах и вносить изменения в цифровые платформы.
  • Социальная инженерия. Обман сотрудников транспортных компаний для получения доступа к конфиденциальной информации.
  • Зависимость от иностранного ПО и оборудования. Возможные «закладки» и уязвимости в продуктах иностранных производителей.

Какие меры вы рекомендуете логистическим компаниям для профилактики преступлений и снижения рисков?

  • Установить надежные системы безопасности. Это могут быть контроль доступа и камеры видеонаблюдения, которые не только отпугнут преступников, но и предоставят доказательства кражи. Камеры следует стратегически размещать в зонах повышенного риска.
  • Привлечь к работе со службой безопасности опытного адвоката для квалифицированного представления интересов юридического лица в органах предварительного следствия и суде.
  • Ограничить доступ к запасам на складе. Можно использовать физическую планировку склада, чтобы создать барьеры, которые помогут предотвратить кражу. Доступ к складу или распределительной зоне должен иметь только персонал.
  • Информировать сотрудников о политике компании в отношении воровства. Нужно, чтобы все знали о политике абсолютной нетерпимости в отношении краж или мошенничества. Сотрудникам следует подписать кодекс поведения, в котором четко прописано, как будут наказываться нарушения.
  • Проводить непрерывную инвентаризацию. В процессе непрерывной инвентаризации склад проверяется несколько раз за год, а время выявления отклонений от учета резко снижается.
  • Контролировать использование транспортных средств. Нужно поручить службе безопасности контролировать использование транспортных средств, а также выяснить по базам ГИБДД, не зарегистрированы ли у логистов собственные грузовые транспортные средства.
  • Контролировать общение руководителя (менеджера) по логистике с поставщиками (покупателями), а также подписание договоров с ними. Окончательное решение о сотрудничестве с поставщиками и покупателями следует принимать лично руководителю.
  • Контролировать правильность расчетов по договору с перевозчиком. Нужно периодически проверять сведения о ценах и условиях и сравнивать их с данными других фирм.
  • Контролировать документооборот. Нельзя выносить с территории склада любые документы. Клиенту или экспедитору документы на товар могут выдавать операторы из специального окна, при этом передача документов должна фиксироваться на видеокамеру.
  • Усилить кибербезопасность: мониторинг сетей, регулярные обновления систем безопасности и обучение персонала, незамедлительная реакция на совершенные преступления путем обращения в правоохранительные органы.

Какие основные сложности возникают при страховании грузов и как страховые компании выстраивают взаимодействие с логистическими операторами?

Страхование грузов — ключевой инструмент минимизации финансовых рисков. В 2024 году средний объем страховых выплат по спорам в логистике вырос на 12 % из-за увеличения числа претензий (данные Российского союза автостраховщиков). Основные сложности связаны с оценкой рисков: страховщики требуют детального описания маршрутов, условия хранения и упаковки. Иногда практикуют «каскадное страхование», когда несколько компаний разделяют ответственность, или включают франшизы до 5 % стоимости груза. Рекомендую заранее согласовывать условия договоров, включать покрытие рисков кибератак и учитывать антифрод-клаузы.

Как правильно выстраивать взаимодействие с правоохранительными органами при обнаружении преступления? Какие шаги важно соблюдать?

  1. Немедленно зафиксировать инцидент: фото, видео, опись утраченного или поврежденного.
  2. Обратиться в полицию и, при необходимости, таможенные органы с заявлением в первые 24 часа.
  3. Назначить ответственное лицо для взаимодействия с следователем: обеспечить полноту и достоверность документов.
  4. Привлечь адвоката для защиты интересов компании на стадии допросов и обысков.
  5. В ходе расследования контролировать ход дела через электронные кабинеты МВД и ФССП, требовать ознакомления с материалами и своевременной выдачи копий процессуальных решений.

Какие технологические решения и инновации вы советуете внедрять для повышения безопасности в логистике?

  • IoT-сенсоры и телематику: мониторинг температуры, влажности и геопозиции в реальном времени;
  • blockchain-платформы: гарантированная неизменность данных о грузах и цепочке поставок;
  • AI-системы анализа аномалий: обнаружение подозрительных маршрутов и попыток несанкционированного доступа;
  • биометрический контроль доступа на складах и интеграцию с ERP-системами для автоматизированного аудита;
  • мобильные приложения для логистических менеджеров с функциями SOS и мгновенного уведомления о критических событиях.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 2, офис 39
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия