Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Виды корпоративного волонтерства: какой подходит именно вашей компании

Результат корпоративного волонтерства можно спроектировать в зависимости от задач бизнеса. Разбираем, как подобрать верную модель и достичь поставленных целей
Виды корпоративного волонтерства: какой подходит именно вашей компании
Источник изображения: Сгенерировано в нейросети ChatGPT
Ольга Чернышова
Ольга Чернышова
Директор фонда

Руководит фондом с 2021 года

Подробнее про эксперта

Частью ESG-стратегии может стать корпоративное волонтерство, показавшее хорошие результаты в среде работников — 90% из них готовы снова принять участие в такой инициативе согласно исследованию ВЦИОМ. Если в 2023 году насчитывалось 8 тысяч корпоративных волонтеров, то в 2024 — уже 12 630. В этом году цифра наверняка увеличится еще раз — появился устойчивый тренд, который уже нельзя игнорировать. В нашем материале мы расскажем, зачем коммерческим организациям волонтерство, каким оно может быть и как правильно выбрать его направление.

Зачем благотворительность бизнесу

Корпоративное волонтерство — стратегический инструмент, который позволяет охватить несколько стейкхолдеров и решить разные задачи с видимым результатом.

В условиях гиперконкуренции участие в благотворительности может стать аргументом для покупателя — произведенный такой компанией товар имеет добавленную ценность в виде вклада в окружающий мир. В нашем материале мы приводили результаты международных исследований: 69% компаний увеличили продажи после внедрения благотворительных инициатив.

Связь с благотворительными фондами также укрепляет репутацию бренда. Особенно важным это может оказаться в моменты кризиса — общественность будет лояльнее относиться к ошибкам, зная, что компания известна добрыми делами.

Кроме того, корпоративное волонтерство работает и как инструмент привлечения и удержания сотрудников. 3/4 респондентов назвали участие в волонтерских проектах одним из мотивов для продолжения работы в компании. К тому же вовлеченные сотрудники увеличивают прибыль организации на 20%. Подробнее об этом можно узнать в нашей статье «Как корпоративная благотворительность влияет на вовлеченность сотрудников».

Особенно эффективным направлением волонтерства считается помощь животным. Оно гарантирует сильное эмоциональное вовлечение и высокий уровень сплоченности команды. Еще одно преимущество — снижение уровня стресса работников, и другие неожиданные эффекты, о которых мы писали ранее.

Виды и модели корпоративного волонтерства

Глобально корпоративное волонтерство делится на два вида: Pro Bono, когда сотрудники бесплатно оказывают свои услуги как специалисты, и непрофессиональное — помощь, которая не требует дополнительных компетенций. 

Pro Bono (publico) переводится с латинского как «для публичного блага». Это не совсем благотворительность в классическом понимании слова, а использование профессиональных навыков для решения задач некоммерческих организаций (НКО). Изначально pro bono занимались юристы, но после это распространилось на специалистов всех областей.

Примеры, как можно сотрудничать pro bono с благотворительным фондом помощи бездомным животным:

  • юристы: помогают оформить документацию, консультируют по случаям жестокого обращения с животными;
  • маркетологи и PR-специалисты: разрабатывают коммуникационные стратегии и фандрайзинговые программы;
  • IT-компании: создают сайт и приложение для фонда;
  • экономисты и бухгалтеры: помогают верно составлять отчеты, ведут учет средств, консультируют по системе налогообложения.

НКО получают квалифицированную помощь, а бизнес — решение реальных задач на практике и оттачивание навыков сотрудников.

Непрофессиональное или общее корпоративное волонтерство не подразумевает владения специализированными навыками. Это те виды работ, которые может выполнить каждый, в том числе с использованием собственных навыков. Общее волонтерство — помощь с уборкой территории, сбор корма и вещей, изготовление лежанок. Основанное на навыках — перевозка животных на собственном транспорте или проведение мероприятия для подопечных социальных учреждений. Одни из целей этого вида волонтерства — укрепление корпоративной культуры и демонстрация непосредственного участия компании в добрых делах.

Помимо видов, существует три модели волонтерства: создание собственных программ, развитие благотворительной деятельности в партнерстве с НКО или социальными службами, а также поддержка волонтерской деятельности сотрудников.

Развитие волонтерской деятельности внутри компании свойственно крупным организациям с большими ресурсами. Например, российская компания «Норникель», производящая металлы, запустила программу «Комбинат добра», частью которого стал экомарафон «ПонесЛось». На старте проекта волонтеры высадили кустарники на стадионе, а следующий год посвятили сохранению путоранского подвида снежного барана.

Организация партнерства с фондами и другими НКО эффективна при использовании вида pro bono, причем с обеих сторон. В этом случае сотрудники внедряются в уже существующие проекты и помогают их реализовывать. Один из примеров такой работы — коллаборация «Пятерочки» и благотворительного фонда Банк еды «Русь». В каждом магазине установили боксы «Корзина доброты» для сбора корма бездомным животным. За четыре года им удалось собрать более 32 тонн еды для хвостиков. 

Для совместного проекта с приютом не обязательно быть рыночным гигантом. Иллюстрация этого тезиса — кейс проекта SOBAKEN STORE. Компания придумала выпускать шерстяные носки с собаками. Если первую партию они сделали самостоятельно, то впоследствии на изделия стали приходить заказы от корпоративных клиентов. Подарки для сотрудников с такой историей нравились всем заказчикам. Выручка от продаж распределялась на нужды приютов. Как еще один вариант — разместить брендированные сувениры с подопечными благотворительных фондов в кофейне или любом магазине.

А наш «Щенячий Ангел» получил 100 килограмм фермерского корма для хвостиков от «BUDDY DINNER» по благотворительной программе «Победим голод» — еда для приютов собиралась за лайк (один лайк = 100 грамм).

Поддержка добровольческой деятельности сотрудников — еще одна модель корпоративного волонтерства. Один из вариантов поддержки — мэтчинг, когда компания удваивает пожертвование сотрудника в благотворительный фонд, или же оплата участия в благотворительном мероприятии. Еще один пример — корпоративный конкурс на лучший социальный проект, победитель которого получает грант на его реализацию. Кроме того, некоторые компании выделяют один рабочий день на выездное волонтерство для помощи приютам или хосписам, сюда же относится и замена корпоратива добрыми делами. 

Вариантов мероприятий, которые можно использовать в программах корпоративного волонтерства, множество. В сфере помощи животным возможны: коллективный сбор вещей или корма, организация выставок-пристройств, пожертвования в фонд вместо подарков сотрудникам, благотворительные ярмарки в офисе, введение программы опекунства, выезды в приюты для совместной работы, тематические челленджи и другие. 

Как определить подходящий вид волонтерства 

Корпоративное волонтерство нужно планировать. Это должна быть системная работа с конкретными целями, бюджетом, планом и измерением показателей эффективности. Можно проводить спонтанные акции в пользу благотворительных фондов, но цельная стратегия приведет к более устойчивому результату.

Важно помнить, что в основе — желание самих сотрудников, поэтому стоит узнать их мнение и пожелания, прежде чем призывать к тому или иному виду волонтерства.

Ценности компании. Нужно обозначить ценности компании, а затем выбрать подходящие сферы для волонтерской деятельности. Например, зоомагазин может рассмотреть как партнера приюты для животных или организации по сохранению редких видов. Промышленные предприятия — присоединиться к экологическим фондам, юридические организации — к фондам, борющимся за права определенных слоев населения.

Цели компании. Не менее важно понимать, зачем вы будете заниматься добровольчеством. Если важно улучшить навыки сотрудников или дать им еще одно поле для развития, хорошим вариантом станет pro bono. Если цель — уменьшить текучесть кадров и повысить лояльность, стоит рассмотреть модель волонтерства с поддержкой инициатив сотрудников или партнерство с фондами.

Количество ресурсов. Размер организации пропорционален возможностям. Компании-гиганты могут позволить себе запуск собственных волонтерских проектов и спонсирование инициатив сотрудников. Небольшие компании могут начать с  простых мероприятий по сбору средств или волонтерских выездов.

Корпоративная культура. Внутренние взаимоотношения сотрудников также влияют на выбор направления. Стартапу, где специалисты еще не сработались, подойдут выездные мероприятия, например, в приют для животных. Положительные эмоции и общая неформальная задача помогут найти общий язык. В организации со сложившимся коллективом можно устраивать благотворительные конкурсы, челленджи и ярмарки, которые помогут сотрудникам посмотреть друг на друга с новой стороны и покреативить.

С выбором направления также могут помочь благотворительные фонды с опытом совместных проектов, или кейсы других компаний. 

Виды корпоративного волонтерства: какой подходит именно вашей компании

Источники изображений:

Архив фода «Щенячий Ангел»

Интересное:

Все новости:

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия