РБК Компании

Поиск меняется: как ИИ снижает трафик на сайты — и что с этим делать

Эксперты — бизнесу: как занять топ в выдаче и нужно ли вам это в 2025 году. Свежие обновления поисковика, отнимающие трафик, и реалистичные ожидания от SEO
Поиск меняется: как ИИ снижает трафик на сайты — и что с этим делать
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью GPT Images
Руслан Тажетдинов
Руслан Тажетдинов
Руководитель отдела продвижения Riverstart

Эксперт в маркетинге с опытом более 10 лет. Член жюри Международного фестиваля «Серебряный Меркурий» 2024, сертифицированный специалист по Яндекс.Директу, преподаватель.

Подробнее про эксперта

Руководитель отдела продвижения Riverstart Руслан Тажетдинов собрал основные SEO-тренды 2025 года, которые нужно использовать в работе над сайтом — самостоятельно или с помощью подрядчиков по SEO. 22 мая 2025 Яндекс провел конференцию «День поиска», где рассказал об изменениях в выдаче, их тоже учли в статье.

Как искусственный интеллект влияет на SEO

В 2025 году ИИ не просто поддерживает поисковые алгоритмы — он формирует их основу. Для бизнеса это значит одно: если вы хотите видеть отдачу от SEO, важно адаптироваться к новым правилам игры. Новая реальность диктует новые правила, ограничения и возможности. 

Поиск с Алисой и Вертикали поиска — будьте готовы к падению CTR и трафика

На конференции «День поиска» 22 мая Яндекс представил сразу несколько изменений, которые напрямую влияют на эффективность SEO. Важно понять направление этих обновлений: Яндексу выгодно, чтобы пользователь оставался в экосистеме поисковика, а не переходил на сайты. Теперь все больше информации можно получить прямо в выдаче, оставляя сайты без кликов и трафика.

Посмотрим предметнее:

1. Встроили в поиск Алису с возможностями Нейро и Шедеврума и новыми функциями 

Теперь Алиса может давать советы при выборе товаров для ремонта, бытовой техники, электроники, эта новая функция называется «Какие бывают?». Помощница рассказывает, на что обратить внимание, перечисляет, какие параметры товаров на что влияют, и делает небольшую подборку товаров из маркетплейсов, которые подключены к рекламной функции «Товарная галерея».

Обновление Яндекса с Алисой — товары
Функция «Какие бывают?» в Алисе в поиске

Алиса дает развернутые структурированные справки в ответ на запрос, сопровождая их картинками и видео. Ссылки на источники есть, можно перепроверить информацию. В зависимости от запроса она может построить таблицы для сравнения данных, взяв их с нескольких сайтов, которые становятся донорами контента для поисковика.

Новая выдача в Яндексе — поиск с алисой
Поиск с Алисой в выдаче Яндекса

Режим рассуждений показывает ход мыслей помощницы, она выбирает пути размышления и делает выводы. А в Яндекс Браузере с Алисой (пока только на декстопе) можно задавать вопросы по открытой странице сайта. Пока функция открывается не у всех.

Формально источники указаны, но пользователь уже получил нужную информацию — переходить на сайт зачастую не нужно. Контент становится донором для нейросети, а не стимулом для перехода.

2. Внедрили Вертикали Поиска для поиска по объектам — товарам, финансовым 

Поиск становится платформой, где можно решать разные задачи, не переходя на другие сайты. Для этого добавлены три вертикали:

  • Финансы — подбор кредитов, вкладов, страховок. Уже можно оформить ОСАГО прямо в поиске, не переходя на сайты.
  • Квартиры — аренда и покупка из разных источников, с фильтрами и сравнением.
  • Товары — агрегатор предложений с маркетплейсов, с умной лентой рекомендаций и единой карточкой на каждый товар.

К примеру, так выглядит раздел «Товары»: первую строку занимают товары из ленты Промо, а дальше подборка из маркетплейсов.

Товарная выдача в новой выдаче Яндекса с алисой
Товары в Вертикали Яндекса

Все это усиливает сценарии удержания пользователя в поиске, снижая шансы на переход на сайт компании. Контент и предложения становятся частью выдачи, а не отдельным маршрутом пользователя.

Что это значит для бизнеса 

Алиса в поиске с ее рекомендациями и товарами, Вертикали с подборками предложений однозначно стимулируют спрос на платное продвижение. Бизнесу придется рассмотреть идею о запуске рекламы, при этом нужно будет контролировать подрядчика, чтобы он постоянно оптимизировал кампании и старался найти конверсионные каналы, где бюджет будет отрабатывать эффективнее всего.

Тем не менее, это не повод отказываться от SEO. По-прежнему не на все запросы достаточно получить справки от Алисы, не все пользуются Яндексом, для покупки по-прежнему нужно перейти на сайт. Да, нужно быть готовым к потере трафика, но говорить, что SEO окончательно умерло, мы не можем.

Яндекс анализирует контент с помощью ML — учитывайте требования

Одно из главных изменений в подходе к SEO за последние пару лет — это качество контента с точки зрения машинного обучения. Поисковики научились отличать многократно «отрерайченные» тексты от тех, над которыми поработали эксперты по теме, а массовая генерация нейроконтента только ускорила эти процессы.

Сейчас поисковики не просто оценивают наличие и плотность ключевых слов. По словам амбассадора Яндекса Михаила Сливинского, Яндекс использует машинное обучение для оценки качества контента, обучая модели на примерах полезных и бесполезных текстов. 

Модель изучает, помогает ли контент решить конкретную задачу. Если текст написан общими фразами, не содержит опыта и рекомендаций — он получает низкую оценку по внутренним метрикам:

«С некачественными текстами от нейросетей нужно бороться, и Яндекс уже это делает довольно успешно. Кто будет определять, полезный текст или нет? Есть разные способы, но в основном это ML, который учится на хороших и плохих примерах. И такая модель уже есть, Яндекс уже справляется с подавлением плохого контента, объем которого в последнее время из-за распространения нейросетей очень вырос». 

В качестве примера — запрос пользователя о лучшей краске для кухни. Он делает ремонт и хочет понять, какие бывают краски, какие из них подходят для ремонта на кухне, как выбрать стойкий вариант, какие марки проверены. Если страница предлагает только абстрактные описания, даже с уникальным текстом, но не дает советов и не демонстрирует, что писал эксперт — текст должны оценить ниже.

Что это значит для бизнеса 

И с точки зрения вашей аудитории, и с точки зрения алгоритмов поисковиков, нужно вкладываться в экспертный контент. Когда пользователь видит текст, реально отвечающий на его вопросы, наполненный вашим опытом и советами, он верит вам как эксперту. Как итог — может стать постоянным читателем и клиентом. 

Советы для бизнеса от Riverstat:

  • Контент — это не копирайтинг, а консультация. Нужно вовлекать специалистов, делиться реальными кейсами, опытом и примерами.
  • Учитывайте поведение пользователей. Нужно понимать, с какими задачами приходят пользователи, и как вы можете помочь им, как продемонстрировать ваш уровень погружения в тему.
  • Нейросети могут помогать в создании черновиков и структурировании информации. Но финальный контент должен быть проверен и дополнен живым опытом.

Проблема в том, что полезный экспертный материал стоит дороже многократного рерайта статьи из интернета. Но есть способы снизить расходы и ускорить выпуск контента.

3. Появляются новые ИИ-инструменты — используйте в работе

ChatGPT не заменит эксперта, который дает для текста фактуру и свой практический опыт, но может помочь быстрее собрать ключи, сделать структуру, компиляцию из большого обзора, чек-лист из списка советов и облечь мысли в связный текст. 

Мы советуем использовать гибридный подход: человек собирает материал, наполняет его экспертизой и опытом, и подключает ИИ к работе со структурой, изложением и оптимизацией ключевыми запросами. Такой метод не только экономит время на создание контента, но и помогает выводить его в топ выдачи — доказано исследованием Science Says.

В рамках эксперимента для международной бизнес-школы за 96 дней опубликовали 30 текстов. Половина была написана экспертами по SEO, другая часть — человеком вместе с ИИ. Контент, созданный ИИ и человеком, оказался эффективнее: в среднем в топ выдачи  по запросам страницы попадали 17 раз в день, тогда как контент, созданный человеком, вообще в топ не попал. Также написание потребовало на 91% меньше трудозатрат.

Riverstart использует ИИ в проектах по SEO, чтобы ускорять и масштабировать работу:

  • Генерация мета-тегов и FAQ-блоков. Сгенерировали часть новых тегов и блок FAQ через ИИ, внедрили на сайт 1 сентября, а уже после обработки поисковиком зафиксировали улучшение позиций и дальнейший рост.
  • Автоматизация кластеризации семантики для крупных сайтов — например, провели это для производителя строительных смесей. Быстро сгруппировали запросы, оптимизировали описания под ключевые фразы, в результате наших работ — годовой рост органического трафика на 45%.

ИИ помогает освободить ресурсы команды и сосредоточиться на главном — стратегии, глубине контента и аналитике. Он не заменяет SEO-специалистов, но делает их работу более быстрой и точной.

Как бизнесу реагировать на изменения поисковой выдачи

Для масштабирования привлечения клиентов из выдачи каждый предприниматель должен использовать новые инструменты для SEO в 2025 году.

  1. Органический трафик будет падать. И это не ошибка SEO-специалиста, а результат трансформации самой поисковой модели.
  2. Платное продвижение становится обязательным. Яндекс стимулирует переход на платные форматы — как минимум для тех, кто хочет быть в топе карточек и подборок.
  3. SEO еще работает — но по-другому. Не все запросы решаются в интерфейсе Алисы. Не все аудитории пользуются Яндексом. И не все действия можно завершить без перехода на сайт.
  4. Внедрите ИИ для работы с контентом под присмотром эксперта и редактора. Так вы сэкономите ресурсы на создание контента. 

Главный вывод — адаптироваться, а не сдаваться. Обновления Яндекса требуют пересмотра приоритетов в SEO, но не отменяют саму потребность в органической видимости.

Источники изображений:

Yandex.ru

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
603001, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 26, оф. 11

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия