Как отзывы родителей меняют современные игрушки
Обратная связь от покупателей не только способна повлиять на изменения в конкретной игрушке, но и в целом, поднимать уровень качества в индустрии

Бизнесмен, основатель и руководитель компании BertToys, российского бренда детских развивающих игрушек.
Работа с обратной связью от покупателей может стать настоящим топливом для бизнеса: отзывы дают возможность не только выстроить позитивные отношения с клиентом, но и являются источником идей для трансформации продукта. Альберт Федотов, основатель бренда детских игрушек BertToys, поделился собственным кейсом, как компания использует пожелания покупателей для роста компании.
Сейчас каждый день мы получаем 200-300 отзывов об игрушках в день. Но даже на этапе становления бренда, когда сообщений было в десятки раз меньше, мы с таким же вниманием и энтузиазмом относились к обратной связи: отчасти именно такой подход позволил нам сделать продукт востребованным.
Источниками обратной связи для брендов могут быть:
- Социальные сети: личные сообщения и комментарии к постам.
- Служба заботы, в которую покупатели могут обратиться с вопросом.
- Отзывы на маркетплейсах.
- Специальные сервисы для мониторинга упоминаний бренда, которые дают возможность отслеживать обратную связь за пределами собственных каналов.
Поделюсь несколькими кейсами, как отзывы покупателей помогли нам усовершенствовать продукт, отстроиться от конкурентов и расширить ассортимент.
Смена материалов
Один из флагманских продуктов бренда — говорящая книга «Нажималка». Это интерактивная книга с пластиковым корпусом и бумажными страницами. Ребенок нажимает на картинки, а книга запрограммирована так, что умеет озвучивать картинки, рассказывать интересные факты о них и давать задания.
Игрушка рассчитана на детей с 2-х лет. Когда мы выпустили первую партию несколько лет назад, то получили отзывы от мам о том, что страницы книги не всегда выдерживали активной игры маленького ребенка. В итоге мы меняли материалы и прошивку несколько раз, тестировали ее на фабрике. Сейчас мы используем иную бумагу, которую даже взрослый человек порвет с трудом: я лично проверял на производстве.
Разные размеры
Чтобы далеко не отходить от «Нажималки», приведу и далее пример на основе этой игрушки. Мы выпустили целую коллекцию интерактивных книг, все они были классического стандартного размера 175х210 мм. Примерно полтора года назад компания провела фокус-группу с покупателями, где прозвучало два пожелания:
- Создать мини-формат говорящей книги: чтобы она помещалась в детский рюкзак и даже небольшую дамскую сумку.
- Выпустить увеличенный формат книг: с большим количеством страниц и звуков, большего размера. Крупные картинки и больше тематических разворотов для детей помладше, подарочный вариант.
За 2024-й и начало 2025-го года мы в итоге реализовали обе идеи: сделали и увеличенную версию игрушки, и выпустили мини-формат.
Удобство игрушки
На протяжении уже 8 лет мы производим игрушки для детей с рождения — Зайчик Няня. На протяжении всего этого времени мы выпустили несколько версий товара. Изменения, которые мы вносили, учитывая обратную связь:
- Величина основной кнопки: в зависимости от возраста ребенка кнопкой управляют сначала родители (до 1 года), позже сам ребенок (после 1 года). В итоге мы сделали ее удобной для обеих категорий.
- Контент. «Фишка» Зайчика Няни в том, что в нем много режимов и контента: сказки, потешки, загадки, в некоторых версиях был алфавит и цвета. Зачастую родители просили добавить определенные сказки в Зайчика, мы вышли из ситуации так: в PRO-версии предоставили возможность самостоятельно добавлять песни и сказки в свободную память.
- Материал. Основными материалами всегда были безопасный ABS-пластик и силикон, прочность игрушек проверялась с помощью краш-тестов на фабрике. Однажды мы даже провели публичный эксперимент, сбросив игрушку с 20 этажа: она осталась невредимой. Тем не менее, был запрос на улучшение тактильных качеств: стали использовать пластик из премиум-линейки.
Дополнительная продукция
Несколько наших игрушек взаимодействуют с дополнительными материалами: книгами, карточками, прописями. Часто мы создаем их на основе идей покупателей. Например, в прошлом году выпустили прописи для детей постарше (6-7 лет) в придачу к тренажеру для письма «Говоручка». Идея возникла после того, как мы проанализировали отзывы, где мамы говорят, что дети уже освоили рисунки и закорючки, и готовы к следующему этапу обучения.
Вместо заключения
Разумеется, внедрять изменения в продукт на основе отзывов также необходимо с умом: их должно быть достаточное количество по теме, запрос должен повторяться в течение длительного времени, а непосредственно перед внедрением изменения лучше всего провести дополнительный онлайн-опрос на большую аудиторию или организовать фокус-группу. И самое важное! Собрать обратную связь после. Но самым лучшим показателем правильности решения станет, конечно, постепенный рост продаж.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети