10 шагов к эффективному управлению интеллектуальной собственностью
Интеллектуальная собственность — один из главных активов компании. Как ее правильно использовать? Анализируем стратегию Marvel и выделяем 10 ключевых шагов

Кирилл специализируется на вопросах интеллектуальной собственности, поддержке технологических проектов и сфере персональных данных.
Одна из ключевых проблем в работе с интеллектуальной собственностью в том, что бизнес зачастую не видит ее ценность. Распространено мнение, что значимое IP — это либо патенты на уникальные изобретения, либо обладание секретными высокими технологиями. На деле, все гораздо интереснее.
В 1999 году Marvel оказалась в тяжелом финансовом положении после банкротства. Основной бизнес — продажа комиксов и игрушек — был в упадке. Комиксы вышли из моды, уступив место кино, а аудитория Marvel сократилась до минимума. Их воспринимали как развлечение для «нердов» и нечто несерьезное.
Президент компании Кевин Файги решил вывести Marvel в киноиндустрию. Бюджета на съемки не было, поэтому пришлось продать права на Человека-Паука и Людей Икс за небольшую сумму. Однако из 5 000 персонажей студии большинство никого не интересовало. Возник замкнутый круг: без фильмов герои были невостребованы, а пока персонажи были непопулярны — с ними не хотели снимать кино.
Чтобы решить проблему, Кевин Файги создал киновселенную: выбрал популярных персонажей, противопоставил их друг другу и построил конфликтную сюжетную линию. Для съемок «Железного человека» он взял кредит под залог прав на остальных героев. Фильм стал хитом и позволил расширить вселенную до 33 картин.
Marvel превратилась в самую кассовую франшизу с доходом свыше 30 млрд долларов, задала тренд на фильмы-аттракционы и в 2009 году была куплена Disney за 4 млрд — огромную сумму для кризисного года.
Благодаря активному использованию интеллектуальной собственности мы уже 15 лет смотрим фильмы с одними и теми же героями.
Вот 10 шагов, которые позволят применить опыт Marvel в вашей компании, даже если вы не любите комиксы.
- Найдите поддержку у руководства. Без этого инициатива заглохнет.
- Убедитесь, что каждый сотрудник, от директора до курьера, знает о стратегической важности интеллектуальной собственности. Зафиксируйте в договорах условия, связанные с IP.
- Назначьте сотрудника, который будет отвечать за постоянный контроль вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.
- Расскажите всем сотрудникам об IP: она должна иметь важность для всех, а не только для бухгалтеров и юристов.
- Установите для всего IP балансовую стоимость, и включайте стоимость в отчетность
- Отслеживайте даты окончания действия всех патентов, товарных знаков и лицензий. Внезапное прекращение прав негативно отразится на ваших продажах. Для ПО важно иметь план миграции на случай прекращения лицензии.
- Защищайте свои патенты и товарные знаки: без проактивного поиска нарушений они не будут работать.
- Проведите аудит лицензий, за которые вы платите: даже в маленьких компаниях есть мертвый груз лицензионных платежей за IP, которое давно не приносит пользу.
- Узнайте, какую интеллектуальную собственность создаете вы: секреты производства, необычные решения в области продаж, любые вещи, которые нельзя потрогать, могут стать вашим конкурентным преимуществом.
- Проконсультируйтесь с юристом: узнайте, что из найденного можно защищать. Это позволит включить обнаруженное IP в вашу стратегию развития.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости: