РБК Компании
Главная LCH.LEGAL 12 февраля 2025

10 шагов к эффективному управлению интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность — один из главных активов компании. Как ее правильно использовать? Анализируем стратегию Marvel и выделяем 10 ключевых шагов
10 шагов к эффективному управлению интеллектуальной собственностью
Источник изображения: Unsplash.com
Кирилл Ляхманов
Кирилл Ляхманов
Советник, руководитель практики IP/IT

Кирилл специализируется на вопросах интеллектуальной собственности, поддержке технологических проектов и сфере персональных данных.

Подробнее про эксперта

Одна из ключевых проблем в работе с интеллектуальной собственностью в том, что бизнес зачастую не видит ее ценность. Распространено мнение, что значимое IP — это либо патенты на уникальные изобретения, либо обладание секретными высокими технологиями. На деле, все гораздо интереснее.

В 1999 году Marvel оказалась в тяжелом финансовом положении после банкротства. Основной бизнес — продажа комиксов и игрушек — был в упадке. Комиксы вышли из моды, уступив место кино, а аудитория Marvel сократилась до минимума. Их воспринимали как развлечение для «нердов» и нечто несерьезное.

Президент компании Кевин Файги решил вывести Marvel в киноиндустрию. Бюджета на съемки не было, поэтому пришлось продать права на Человека-Паука и Людей Икс за небольшую сумму. Однако из 5 000 персонажей студии большинство никого не интересовало. Возник замкнутый круг: без фильмов герои были невостребованы, а пока персонажи были непопулярны — с ними не хотели снимать кино.

Чтобы решить проблему, Кевин Файги создал киновселенную: выбрал популярных персонажей, противопоставил их друг другу и построил конфликтную сюжетную линию. Для съемок «Железного человека» он взял кредит под залог прав на остальных героев. Фильм стал хитом и позволил расширить вселенную до 33 картин.

Marvel превратилась в самую кассовую франшизу с доходом свыше 30 млрд долларов, задала тренд на фильмы-аттракционы и в 2009 году была куплена Disney за 4 млрд — огромную сумму для кризисного года.

Благодаря активному использованию интеллектуальной собственности мы уже 15 лет смотрим фильмы с одними и теми же героями.

Вот 10 шагов, которые позволят применить опыт Marvel в вашей компании, даже если вы не любите комиксы.

  1. Найдите поддержку у руководства. Без этого инициатива заглохнет.
  2. Убедитесь, что каждый сотрудник, от директора до курьера, знает о стратегической важности интеллектуальной собственности. Зафиксируйте в договорах условия, связанные с IP.
  3. Назначьте сотрудника, который будет отвечать за постоянный контроль вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.
  4. Расскажите всем сотрудникам об IP: она должна иметь важность для всех, а не только для бухгалтеров и юристов.
  5. Установите для всего IP балансовую стоимость, и включайте стоимость в отчетность
  6. Отслеживайте даты окончания действия всех патентов, товарных знаков и лицензий. Внезапное прекращение прав негативно отразится на ваших продажах. Для ПО важно иметь план миграции на случай прекращения лицензии.
  7. Защищайте свои патенты и товарные знаки: без проактивного поиска нарушений они не будут работать.
  8. Проведите аудит лицензий, за которые вы платите: даже в маленьких компаниях есть мертвый груз лицензионных платежей за IP, которое давно не приносит пользу.
  9. Узнайте, какую интеллектуальную собственность создаете вы: секреты производства, необычные решения в области продаж, любые вещи, которые нельзя потрогать, могут стать вашим конкурентным преимуществом.
  10. Проконсультируйтесь с юристом: узнайте, что из найденного можно защищать. Это позволит включить обнаруженное IP в вашу стратегию развития.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
21 марта 2016
Уставной капитал
20 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, ул. Большая Грузинская, д. 30а, стр. 1, офис 102
ОГРН
1167746282857
ИНН
7709487813
КПП
770301001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия