Вернутся ли иностранные перевозчики на российский рынок
Эксперт Татьяна Патужная о том, насколько реальна перспектива возвращения на российский рынок морских контейнерных перевозчиков

Сооснователь логистической компании SIGMA
Уходя, уходи
В последнее время активно обсуждаются отношения между Россией и США, в том числе и вопрос, произойдет ли наконец отмена санкций и вернутся ли иностранные компании на российский рынок. Речь идет не только о производителях потребительских товаров, но и о крупных игроках в сфере контейнерных перевозок.
Уход иностранных перевозчиков с российского рынка был не добровольным решением, а вынужденной мерой, вызванной антироссийскими санкциями. Исходя из этого, нельзя с уверенностью говорить ни о полном и безвозвратном уходе из России иностранных морских контейнерных перевозчиков, ни об их скором возвращении. Те компании, которые свернули деятельность в России, вероятнее всего, смогут вернуться только в случае ослабления санкционного давления.
Крупнейшие морские транспортно-логистические компании CMA CGM и НММ объявили о приостановлении работы с Россией практически сразу после событий февраля 2022 года. Но даже те, кто ушел быстро и решительно, оставили себе пространство для маневра.
Например, французская CMA CGM продала долю в 50% российскому контейнерному оператору лишь спустя год и с опционом на возврат.
Примерно то же самое сделал другой гигант — датская компания AP Moller-Maersk (Maersk): логистический бизнес в России был продан в 2023 году с правом последующего выкупа для сохранения возможности возвращение на рынок РФ.
Швейцарская MSC сократила свою деятельность в России, но полностью не ушла.
Южнокорейская компания SINOKOR прекратила судозаходы только в те порты, в которых расположены терминалы, попавшие под санкции.
Возвращение на наших условиях
Разговоры на тему возвращения иностранных гигантов ведутся с завидным постоянством. Российский рынок по прежнему остается привлекательным для большинства перевозчиков.
В связи с этим власти рассматривают меры, направленные на защиту российских компаний, которые только встали на ноги и планируют долгосрочную работу на рынке. В апреле 2025 года состоялось совещание у главы Минтранса, посвященное разработке плана мероприятий по обеспечению транспортного суверенитета нашей страны. Одним из вариантов может стать создание совместных предприятий, доля российских бенефициаров в которых будет не менее 51%. Еще один вариант — дифференциация портовых сборов и их повышение для судов из недружественных стран.
Адаптация рынка
Участники международного логистического рынка быстро адаптировались к ситуации. Появились отечественные компании и китайские конкуренты, которые очень активно занялись контейнерными перевозками как в Россию, так и транзитом через РФ. Для освоения рынка и закрепления на нем, им пришлось минимизировать стоимость морской перевозки, тем самым подвинув глобалистов морского бизнеса.
Так что с точки зрения заказчиков перевозок официальное возвращение европейских компаний будет весьма привлекательным, поскольку породит сильную конкуренцию. Кто-то продолжит работать с китайскими компаниями, кто-то со своими старыми надежными партнерами, так как основная цель любой логистической компании — доставка груза в срок и по минимальной цене.
Несмотря на отсутствие на российском рынке мировых лидеров контейнерных перевозок, на сегодня нерешенных проблем, связанных с их уходом, практически не осталось. Временные трудности решаются по мере их возникновения. И в целом предложения превышают спрос.
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики








