РБК Компании
Главная ATI.SU 13 мая 2025

Стратегия управления рисками в логистике

С какими рисками сталкиваются грузовладельцы и как ими управлять, рассказывает Юрий Павлюченко, главный юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
Стратегия управления рисками в логистике
Источник изображения: Freepik.com
Юрий Павлюченко
Юрий Павлюченко
главный юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Более 20 лет юридического стажа в логистике. Эксперт по судебной практике в сфере грузоперевозок. Автор и ведущий обучающих программ для логистов и перевозчиков.

Подробнее про эксперта

Риск в грузоперевозках — это вероятность возникновения негативных последствий, связанных с процессами перевозки и логистики. Наиболее значимые риски в этой сфере — операционные, финансовые, правовые, экологические. 

Операционные риски

Операционные риски возникают непосредственно в процессе перевозки и осуществления логистических операций. Их можно разделить на шесть категорий. 

1. Дорожные происшествия и другие задержки в пути

ДТП, пробки на дорогах, неожиданные остановки, поломки транспортного средства, неблагоприятные погодные условия — последствия таких ситуаций затрагивают всех участников процесса перевозки.

2. Ошибки в документах

Неверные сведения в документах могут стать причиной задержек при разгрузке, что, в свою очередь, приводит к нарушению бизнес-процессов (задержкам, убыткам в связи с порчей груза). 

Более серьезные последствия могут возникнуть, если не соблюдаются законодательные нормы и правила. Особенно это касается специфических грузов, таких, например, как этиловый спирт. Неправильное оформление документов в данном случае может привести к конфискации груза и даже возбуждению уголовного дела против перевозчика.

3. Утрата или повреждение груза

Утрата груза, как правило, подразумевает его кражу — это может произойти как во время транспортировки, так и на складе. Повреждение груза может быть связано не только с неаккуратной погрузкой и транспортировкой, но и с неправильной маркировкой. 

Неграмотная или ошибочная маркировка — распространенная проблема, ею «грешат» многие организации. На нее часто не обращают должного внимания, хотя такая ошибка может иметь серьезные последствия. Например, согласно правилам перевозки грузов, установленным в уставе автомобильного транспорта, если водитель или перевозчик обнаружит, что груз не промаркирован, он имеет право отказаться от его перевозки. 

4. Технические проблемы

Как правило, они возникают из-за сбоев и ошибок в программном обеспечении компаний, участвующих в логистическом процессе — от грузоотправителя до оператора склада. Кроме этого, к подобным рискам стоит отнести поломку техники, используемой при погрузочно-разгрузочных работах. Неполадки могут вызвать серьезные задержки.

5. Ненадежные партнеры

Неисполнение обязательств по перевозке грузов — серьезный риск, который может стать причиной репутационных и финансовых потерь.

6. Нехватка ресурсов

К серьезным последствиям — вплоть до остановки бизнес-процессов — может привести нехватка водителей или транспорта, а также специалистов в области логистики. Дефицит кадров, по прогнозам участников рынка, в 2025 году продолжит расти. Особенно остро он ощущается в отношении складских работников и водителей.

Человеческий фактор

Основная причина реализации операционных рисков — человеческий фактор. Его можно разделить на две категории:

  • Ошибки работников, возникающие по неосторожности. Даже когда сотрудники являются профессионалами в своей области, они могут допускать ошибки из-за излишней самоуверенности или недооценки рисков.
  • Недостаточная квалификация персонала. Работники, занимающиеся логистикой и транспортировкой, не всегда обладают необходимыми знаниями и навыками для выполнения своей работы. Это особенно актуально для небольших компаний.

Финансовые риски

Основной финансовый риск — это кассовый разрыв, то есть временный недостаток средств для ведения текущей деятельности и совершения обязательных платежей. Он может возникать, если заказчики не платят в установленный срок, а также при незапланированных расходах.

Избегать кассовых разрывов помогает грамотное планирование бюджета и работа с надежными заказчиками, которые не нарушают сроки оплаты, прописанные в договоре.

Классификация рисков

У стратегии управления рисками в логистике три цели: минимизировать любые риски, обеспечить сохранность груза и соблюсти сроки доставки. 

При формировании стратегии, нужно классифицировать риски в зависимости от вероятности возникновения: она может быть низкой, средней или высокой. Затем необходимо оценить потенциальный ущерб от каждого вида риска, включая материальные, экологические и репутационные потери. 

Важно сосредоточить внимание на тех ситуациях, которые случаются чаще и приводят к наиболее серьезным последствиям. Поэтому все риски необходимо ранжировать по степени вероятности и потенциальному ущербу.

В итоге получается матрица рисков, которая позволяет визуализировать все возможные негативные сценарии. Она может быть представлена в виде таблицы. С такой визуализацией проще обеспечить системный подход к управлению рисками.

И в первую очередь необходимо сосредоточиться на рисках, которые имеют наибольшую вероятность возникновения и приведут к серьезному ущербу.

Подходы к управлению рисками

Стратегию управления рисками можно выстроить, сочетая четыре подхода:

  • избежать,
  • снизить,
  • передать, 
  • принять.

Первый — избегать рисков там, где это возможно. Это значит выбирать безопасные маршруты для перевозки, работать только с надежными партнерами и тщательно проверять перевозчиков. Важными мерами в рамках устранения рисков являются грамотная упаковка и маркировка грузов, а также обучение персонала по работе с опасными материалами.

Второй подход предполагает минимизацию тех рисков, которые невозможно полностью исключить. Действенные способы сократить вероятность возникновения рисков — внедрение технологий, уменьшающих влияние человеческого фактора, и регулярное обучение персонала. Например, можно документировать все операции в двойном экземпляре, чтобы избежать потерь данных. Это может быть одновременно и электронная, и бумажная версия документов: в случае утери одного из форматов — останется запасной вариант.

Однако даже при самом внимательном отношении к рискам, есть такие, которые невозможно ни избежать, ни сократить. В таких случаях можно передать их на аутсорсинг — это третий подход к управлению рисками. Он подходит для тех компаний, которые не хотят заниматься управлением рисками и нести потенциальные убытки, но готовы передать ответственность другим.

Есть два основных способа передачи рисков на аутсорсинг. 

  • Страхование. Грузовладелец передает все риски страховой компании, фактически снимая с себя бремя ответственности. 
  • Аутсорсинг — передача функции перевозки грузов специализированным компаниям, которые возьмут на себя риски. Передавая груз экспедиторским компаниям, грузовладелец перекладывает на них ответственность за все аспекты перевозки, включая оформление документов и маркировку.

Однако существуют риски, которые невозможно избежать, снизить или передать. Их нужно принимать как часть своей бизнес-стратегии. Это четвертый подход в управлении рисками.

Эффективная стратегия включает: идентификацию рисков, их оценку и составление матрицы рисков.

Для контролирования рисков необходимо проводить регулярные проверки и аудиты, что позволяет актуализировать стратегию управления рисками в соответствии с изменениями текущей ситуации, а также в обязательном порядке использовать современные технологии, позволяющие не только управлять рисками, но и минимизировать и контролировать их.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Гельсингфорсская, д. 2, лит. А
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия