5 важных финансовых показателей для самозанятых и малого бизнеса
Выделяем 5 важных показателей, внимание к которым спасает от кассовых разрывов и помогает сохранять и преумножать прибыль

15 лет помогаю увеличить прибыль, сделать прозрачными финансы и вывести бизнес на новый уровень
Самозанятость и малый бизнес — это не только гибкий график и отсутствие начальства. Если не следить за финансами, можно быстро оказаться в минусе. Когда я начинала как финансовый директор, то думала, что каждый предприниматель сам прекрасно считает деньги. Оказалось, 90% финансовых проблем возникают из-за недостаточного внимания владельцев бизнеса к простым цифрам, часто учет денег ведется «на салфетках».
Выделяю 5 важных показателей, внимание к которым спасает от кассовых разрывов и помогает сохранять и преумножать прибыль. Проверено.
Показатель 1: чистый доход
Это деньги, которые остаются после вычета всех расходов из выручки. Или ответ на вопрос предпринимателя «Сколько я реально зарабатываю?»
Как считать: Чистый доход = Выручка − Налоги — Все бизнес-расходы − Личные траты из бизнеса
Почему важен этот показатель?
- Показывает реальную прибыль.
- Помогает планировать сбережения и инвестиции.
У меня был клиентка — собственница ногтевой студии. Получала от клиентов 250 тысяч в месяц, но пришла с жалобой на нехватку денег. Когда расписали все ее траты (подписки, кофе с заказчиками, спонтанные покупки «для бизнеса»), чистый доход оказался 38 тысяч.
Что с этим делать:
- Открыть отдельный счет для бизнеса (да, это обязательно).
- Раз в неделю выделять 15 минут на разбор — финансовую планерку: регулярно считать и записывать, сколько реально остается. Смотреть динамику.
- Автоматизировать учет (специализированные сервисы или Excel/Google Таблицы).
Показатель 2: операционные расходы
Это все затраты на ведение деятельности: аренда, программы, реклама, связь и т.д. Или ответ на вопрос предпринимателя «Куда «уходят» мои деньги?»
Считается по формуле: Операционные расходы = Фиксированные + Переменные
Почему важно считать?
- Неучтенные расходы «съедают» доход.
- Оптимизация расходов = рост чистого дохода (чистой прибыли).
Операционные расходы — это все затраты на ведение деятельности:
- Фиксированные: аренда, подписки на приложения.
- Переменные: реклама, курсы, транспорт.
Фотограф Анна платила 40 тысяч за студию «на всякий случай». Когда мы с ней посчитали, оказалось, она использует ее 11 дней в месяц. Перешли на почасовую аренду — сэкономили 12 тыс ежемесячно. Затем сократили рекламный бюджет, сосредоточившись на эффективных методах — на «сарафанном радио и посещении нетворкингов». Итог: расходы еще снизились на 15%
О чем еще важно упомянуть:
- И снова говорю про использование приложений или сервисов для учета.
- Пересматривайте тарифы и договоры с контрагентами раз в квартал. Часто можно найти 10–20% экономии.
Показатель 3: денежный поток
Это движение денег, разница между тем, сколько пришло от клиентов и ушло на платежи. Или ответ на вопрос предпринимателя «Почему нет денег, хотя клиенты платят?»
Как считать: Денежный поток = Приток (оплаты клиентов) − Отток (платежи поставщикам, налоги)
Почему важен?
- Бизнес не может долго «жить» при отрицательной величине денежного потока.
- Задержка платежей от клиентов могут привести к проблемам с оперативной оплатой поставщикам
Типичная ситуация: Дизайнер Олеся в одном месяце:
- Получила 80 000 ₽ от клиентов.
- Потратила 54 000 ₽ на бизнес-расходы и зарплату себе.
Денежный поток Олеси: 80 000 — 54 000 = 26 000 ₽.
Был один проблемный момент: Олеся получала деньги за проект в конце месяца, а за аренду и подписки на спецпрограммы надо платить 15-го числа. В результате появлялись постоянные долги.
Что сделали:
- Договорились с клиентами о предоплате 30%.
- Создали резерв на 3 месяца (откладывали по 10% с каждого платежа).
И как итог — кассовых разрывов больше нет.
Показатель 4: налоговая нагрузка
Процент выручки, который тратится на налоги и страховые взносы.
Формула: Налоговая нагрузка = (Сумма налогов / Выручка) × 100%
Почему важен?
- Неожиданные платежи по налогам могут привести к появлению долгов.
- Оптимизация схемы налогообложения снижает нагрузку.
Что делать:
- В случае с налогами — не нужно гадать, а проконсультируйтесь с налоговым экспертом.
- Откладывайте 25-30% с каждого платежа на налоги (можно открыть вклад с процентами — чтобы деньги работали).
- Сравнивайте режимы:
- Самозанятость (4-6%).
- УСН «Доходы» (6%) — для ИП с выручкой.
- УСН «Доходы минус расходы» (15%) — если много затрат.
Показатель 5: рентабельность
Рентабельность показывает эффективность бизнеса, сколько прибыли приносит каждый вложенный рубль.
Формула: Рентабельность = (Чистая прибыль / Выручка) × 100%
Почему важен?
- Низкая рентабельность говорит о неэффективности бизнеса и помогает оценить, стоит ли масштабироваться.
Интересный пример:
Клиентка-маркетолог делала проекты в среднем за 50 тыс, тратя 35тыс на рекламу и еще свои силы и ресурсы. Чистая прибыль — 15 тыс (30% рентабельности). После аудита:
- Подняли цены на 40% (90% клиентов остались — ценили ее экспертизу).
- Автоматизировали часть отчетов через ChatGPT (+15 часов свободного времени).
Итог: Рентабельность выросла до 45%.
Фокус на значении рентабельности:
- Меньше 10% — бизнес на грани (срочно повышайте цены или урезайте расходы).
- 20-30% — средний уровень (можно оптимизировать).
- 50%+ — отлично (масштабируйтесь).
Совет: Раз в квартал оценивайте среднюю рентабельность в вашей сфере — ФНС и Росстат публикуют данные.
5 важных шагов, которые важно сделать уже сегодня-завтра:
- Ведите учет доходов/расходов в Excel или приложении.
- Откладывайте 30% на налоги.
- Анализируйте денежный поток еженедельно.
- Сравнивайте свою рентабельность с конкурентами и по отрасли.
- Оптимизируйте 1 статью расходов в месяц.
Самые успешные мои клиенты — не те, кто зарабатывает миллионы миллионов, а те, кто выделяет 30-60 мин в неделю на финансовый аудит. Контроль этих 5 показателей убережет от долгов и повысит ваш доход. Начните с этого. Финансовая стабильность стоит потраченного времени.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети