Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Что такое экосистема в бизнесе и как ее создать

В интервью с руководителем сообщества «Мир Бизнес Мам» Надеждой Захаровой
Что такое экосистема в бизнесе и как ее создать
Источник изображения: Архив Надежды Захаровой
Надежда Захарова
Надежда Захарова
Руководитель сообщества «Мир Бизнес Мам»

Руководитель сообщества «Мир бизнес мам», совладелец сети нетворкингов PRO_ЛАНЧ, спикер мероприятий до 300 человек

Подробнее про эксперта

Что такое экосистема, когда мы говорим о бизнесе? 

Бизнес-экосистема — это сеть взаимосвязанных компаний, партнеров, клиентов, поставщиков и других участников, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы создавать что-то вместе, чтобы наращивать ценность и пользу для конечного потребителя. Это не просто набор отдельных организаций, а целая система, где каждый элемент влияет на другие, и тем самым формируется устойчивая среда для роста и инновационных решений.

Можешь привести примеры эко-систем? 

Один из примеров — экосистема Apple. Ребята объединяют и производителей устройств, и разработчиков приложений, и владельцев магазинов, и пользователей и даже поставщиков контента. Все это вместе создает ценность и удерживает клиентов внутри системы. Так, что мы ждем каждую осень новую версию любимого «яблочка»

«Мир Бизнес Мам»? Вы тоже часто называете экосистемой?

Сообщество «Мир Бизнес Мам» — это экосистема, которая включает в себя наличие разных продуктов. В первую очередь, это нетворкинг-встречи, которые проводятся в разных городах России, далее продукты, которые созданы под нужды всего сообщества — и лидеров-франчайзи и гостей. Здесь и онлайн-нетворкинги, и наши большие мероприятия на 200+ девушек, которые мы проводим 2 раза в год, и мерчи — шопперы, футболки, ручки, бутылочки. У нас есть даже журнал, который фактически является спецвыпуском издательства бренда «Подмосковье». Сейчас мы реализовываем проект трекинга в мире нетворкингов и самопрезентации. Митапы, закрытые съезды, стратегические обучения и многое другое.

PRO_ЛАНЧ — это франчайзинговая сеть сообщества «Мир Бизнес Мам», которая состоит из нетворкинг-встреч, которые проводят наши лидеры  по всей России. Сегодня их 81. И каждая девушка минимум проводит 1 встречу в месяц, на которой собирает в среднем 15 человек. Простая арифметика — более 1000 женщин каждый месяц получают возможности нашей экосистемы.

Тогда вы точно знаете, как ее создать? И любому ли бизнесу стоит к этому стремиться?

Давай по порядку: как создать. Первое. Определите ключевую ценность и философию, подумайте, каким образом ваша компания может стать центром притяжения для других участников — клиентов, партнеров, поставщиков.

А какие ценности транслирует сообщество «Мир Бизнес Мам»? 

Здесь две составляющие.

Ценности и философия в целом. И ценности в выстраивании команды.

Начну с последнего — у нас открытая система для франчайзи. Каждый лидер может выйти с инициативой, с новым проектом.

И несмотря на то, что каждая, по сути, является конкурентом друг друга, каждая может стать партнером друг друга. Франчайзи могут открыто взаимодействовать друг с другом. Мы много анализируем франчайзинговые сети, и видим, что у большинства сетей выстроена авторитарная система работы — франчайзи не общаются друг с другом, они общаются только через управляющую компанию. Мы, наоборот, создали открытую систему.

И вот идет плавный переход к философии в целом — безмерная любовь к людям.

Миссия сообщества — помощь женщинам в борьбе с предпринимательским одиночеством

Итак, продолжим по шагам, как создать экосистему. Мы определили ценности. Что дальше?

Второй шаг — найти и привлечь партнеров. Ищите те компании и организации, которые могут дополнить вашу продукцию или услуги и расширить общий набор ценностей для клиента.

И здесь могу привести в пример Яндекс. Это классический пример экосистемы. Из поисковика они выросли в огромную компанию с широким спектром услуг. Яндекс.Доставка, Яндекс. Музыка, Яндекс.Драйв. Наверняка, что-то еще забыла. Все удобно и клиентоориентированно. 

Или Сбербанк — сегодня это еще и доставка Купер, и СберАптека. Альфабанк — проводит конференции. То есть не только предлагает банковские продукты, кредитные карты, а пытается заинтересовать людей, объединить их, дать пользу, тем самым привлечь внимание и к своему продукту. 

Но это все гиганты рынка! А как быть «малышковым» компаниям? 

Я привожу сильные и понятные примеры, но это работает и для малого бизнеса. Например, есть небольшая компания, которая производит одежду. Даже название не могу вспомнить. Бренд одежды для тех, кто занимается спортом. Ребята стали привлекать внимание к своему бизнесу за счет объединения людей с общими ценностями — модные показы, кулуарные тусовки, походы и кемпинги.

Примеров — масса.

Следующий шаг?

Третий шаг — создайте стандарты взаимодействия. Общие правила, технологии, алгоритмы, система упрощают обмен информацией, продуктами и сервисами внутри экосистемы.

Четвертый шаг — инвестируйте в развитие. Поддерживайте партнеров, внедряйте инновации, обеспечивайте обучающие и технические ресурсы для роста всей системы. 

Как раз, то, что ты уже частично упомянула, когда рассказывала о схеме взаимодействия с франчайзи в «Мир Бизнес Мам»

Да, верно! Мы прошли и продолжаем проходить этот пункт до сих пор. 

Последний шаг — слушайте участников экосистемы. Если слушать и слышать партнеров и клиентов, то вы всегда сможете своевременно выявлять проблемы и находить новые точки роста.

Звучит, очень логично, но как быстро можно построить такую экосистему?

Не быстро точно. Сообществу «Мир Бизнес Мам» в сентябре 9 лет, и только 1-2 годы мы растет активно.

Создание бизнес-экосистемы требует времени и стратегического подхода, но такая модель позволяет компаниям быть гибкими, быстрее реагировать на изменения рынка и создавать устойчивое конкурентное преимущество на многие годы вперед.

Что такое экосистема в бизнесе и как ее создать

Источники изображений:

Архив «Мир Бизнес Мам», фотограф Антон Горячев

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
11 августа 2008
Регион
Московская область
ОГРНИП
308616522400063
ИНН
616501203767

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия