Что такое экосистема в бизнесе и как ее создать
В интервью с руководителем сообщества «Мир Бизнес Мам» Надеждой Захаровой

Руководитель сообщества «Мир бизнес мам», совладелец сети нетворкингов PRO_ЛАНЧ, спикер мероприятий до 300 человек
Что такое экосистема, когда мы говорим о бизнесе?
Бизнес-экосистема — это сеть взаимосвязанных компаний, партнеров, клиентов, поставщиков и других участников, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы создавать что-то вместе, чтобы наращивать ценность и пользу для конечного потребителя. Это не просто набор отдельных организаций, а целая система, где каждый элемент влияет на другие, и тем самым формируется устойчивая среда для роста и инновационных решений.
Можешь привести примеры эко-систем?
Один из примеров — экосистема Apple. Ребята объединяют и производителей устройств, и разработчиков приложений, и владельцев магазинов, и пользователей и даже поставщиков контента. Все это вместе создает ценность и удерживает клиентов внутри системы. Так, что мы ждем каждую осень новую версию любимого «яблочка»
«Мир Бизнес Мам»? Вы тоже часто называете экосистемой?
Сообщество «Мир Бизнес Мам» — это экосистема, которая включает в себя наличие разных продуктов. В первую очередь, это нетворкинг-встречи, которые проводятся в разных городах России, далее продукты, которые созданы под нужды всего сообщества — и лидеров-франчайзи и гостей. Здесь и онлайн-нетворкинги, и наши большие мероприятия на 200+ девушек, которые мы проводим 2 раза в год, и мерчи — шопперы, футболки, ручки, бутылочки. У нас есть даже журнал, который фактически является спецвыпуском издательства бренда «Подмосковье». Сейчас мы реализовываем проект трекинга в мире нетворкингов и самопрезентации. Митапы, закрытые съезды, стратегические обучения и многое другое.
PRO_ЛАНЧ — это франчайзинговая сеть сообщества «Мир Бизнес Мам», которая состоит из нетворкинг-встреч, которые проводят наши лидеры по всей России. Сегодня их 81. И каждая девушка минимум проводит 1 встречу в месяц, на которой собирает в среднем 15 человек. Простая арифметика — более 1000 женщин каждый месяц получают возможности нашей экосистемы.
Тогда вы точно знаете, как ее создать? И любому ли бизнесу стоит к этому стремиться?
Давай по порядку: как создать. Первое. Определите ключевую ценность и философию, подумайте, каким образом ваша компания может стать центром притяжения для других участников — клиентов, партнеров, поставщиков.
А какие ценности транслирует сообщество «Мир Бизнес Мам»?
Здесь две составляющие.
Ценности и философия в целом. И ценности в выстраивании команды.
Начну с последнего — у нас открытая система для франчайзи. Каждый лидер может выйти с инициативой, с новым проектом.
И несмотря на то, что каждая, по сути, является конкурентом друг друга, каждая может стать партнером друг друга. Франчайзи могут открыто взаимодействовать друг с другом. Мы много анализируем франчайзинговые сети, и видим, что у большинства сетей выстроена авторитарная система работы — франчайзи не общаются друг с другом, они общаются только через управляющую компанию. Мы, наоборот, создали открытую систему.
И вот идет плавный переход к философии в целом — безмерная любовь к людям.
Миссия сообщества — помощь женщинам в борьбе с предпринимательским одиночеством
Итак, продолжим по шагам, как создать экосистему. Мы определили ценности. Что дальше?
Второй шаг — найти и привлечь партнеров. Ищите те компании и организации, которые могут дополнить вашу продукцию или услуги и расширить общий набор ценностей для клиента.
И здесь могу привести в пример Яндекс. Это классический пример экосистемы. Из поисковика они выросли в огромную компанию с широким спектром услуг. Яндекс.Доставка, Яндекс. Музыка, Яндекс.Драйв. Наверняка, что-то еще забыла. Все удобно и клиентоориентированно.
Или Сбербанк — сегодня это еще и доставка Купер, и СберАптека. Альфабанк — проводит конференции. То есть не только предлагает банковские продукты, кредитные карты, а пытается заинтересовать людей, объединить их, дать пользу, тем самым привлечь внимание и к своему продукту.
Но это все гиганты рынка! А как быть «малышковым» компаниям?
Я привожу сильные и понятные примеры, но это работает и для малого бизнеса. Например, есть небольшая компания, которая производит одежду. Даже название не могу вспомнить. Бренд одежды для тех, кто занимается спортом. Ребята стали привлекать внимание к своему бизнесу за счет объединения людей с общими ценностями — модные показы, кулуарные тусовки, походы и кемпинги.
Примеров — масса.
Следующий шаг?
Третий шаг — создайте стандарты взаимодействия. Общие правила, технологии, алгоритмы, система упрощают обмен информацией, продуктами и сервисами внутри экосистемы.
Четвертый шаг — инвестируйте в развитие. Поддерживайте партнеров, внедряйте инновации, обеспечивайте обучающие и технические ресурсы для роста всей системы.
Как раз, то, что ты уже частично упомянула, когда рассказывала о схеме взаимодействия с франчайзи в «Мир Бизнес Мам»
Да, верно! Мы прошли и продолжаем проходить этот пункт до сих пор.
Последний шаг — слушайте участников экосистемы. Если слушать и слышать партнеров и клиентов, то вы всегда сможете своевременно выявлять проблемы и находить новые точки роста.
Звучит, очень логично, но как быстро можно построить такую экосистему?
Не быстро точно. Сообществу «Мир Бизнес Мам» в сентябре 9 лет, и только 1-2 годы мы растет активно.
Создание бизнес-экосистемы требует времени и стратегического подхода, но такая модель позволяет компаниям быть гибкими, быстрее реагировать на изменения рынка и создавать устойчивое конкурентное преимущество на многие годы вперед.

Источники изображений:
Архив «Мир Бизнес Мам», фотограф Антон Горячев
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети