Как выглядит идеальная IR-команда компании: взгляд эксперта «Лайм-Займ»
Директор департамента корпоративных финансов Павел Огнев рассказал, как компании сформировать эффективную команду по работе с инвесторами (IR)

Высшее образование (факультет «Мировая экономика и право»). Опыт работы в финансовой сфере с 2005 года. Основные зоны ответственности — работа с инвесторами (IR) и привлечение внешнего фондирования
Российский фондовый рынок продолжает расти: увеличивается число компаний-эмитентов ценных бумаг и количество розничных инвесторов, которые этими бумагами торгуют. Растет спрос и на прямые инвестиции в бизнес. Компании продолжают пользоваться банковскими кредитными линиями для развития и масштабирования. Иными словами, бизнес стремится установить долгосрочные, прозрачные и стабильные взаимоотношения с действующими и потенциальными институциональными и частными инвесторами.
Но работа по привлечению внешнего фондирования носит специфичный характер и требует наличия особых навыков и функций в компании. Директор департамента корпоративных финансов МФК «Лайм-Займ» Павел Огнев рассказал, как сформировать эффективную команду по взаимодействию с инвесторами (investor relations, IR).
— Учат ли где-то на специалистов по работе с инвесторами? Или достаточно иметь смежное образование — например, классическое экономическое?
Совершенно точно есть программы дополнительного образования в направлении IR, которые можно пройти после получения базового высшего. Есть отдельные курсы и программы, как, например, IR Академия Московской биржи. Соответственно, обучиться направлению работы с инвесторами можно, но уже как дополнительной специализации. Кроме того, необходимые навыки и знания можно получить уже на практике при непосредственном решении задач по привлечению инвестиций.
— Если говорить об идеальной команде по работе с инвесторами, как она должна выглядеть? Каким должен быть состав? Сколько человек должно быть задействовано?
У компаний разные возможности и потребности во внешнем фондировании, поэтому универсального ответа на вопрос о численности команды IR нет. Но совершенно точно можно сказать, что эффективность будет максимальной, если будут представлены определенные функции.
Во-первых, необходима финансовая аналитика, благодаря которой компания сможет оценивать свое положение среди конкурентов и понимать свои потребности в заемных средствах, а также возможности по возвращению инвестиций.
Во-вторых, sales-функция, поскольку привлечение инвестиций — это те же продажи, только не продукта, а компании. Причем это работа и с «холодными», и с «теплыми» контактами.
В-третьих, это продвижение и работа с репутацией, поскольку и о компании (бренде), и о способах инвестирования, и о ее надежности необходимо регулярно информировать инвесторское сообщество. Кроме того, должен быть человек, который возьмет на себя представительскую функцию, то есть будет выступать публично от лица компании и непосредственно взаимодействовать с инвесторами лицом-к-лицу.
В-четвертых, необходима юридическая функция, поскольку все взаимоотношения с инвесторами — будь то банк, частный инвестор, биржа, — должны строго регламентироваться и быть документально подтвержденными. Кроме того, компании-эмитенты, например, обязаны регулярно раскрывать определенный перечень корпоративных событий и информации, и здесь тоже потребуется участие юристов.
При этом хочу отметить, что команда не обязательно должна быть отдельной структурной единицей: вполне возможна ситуация, когда в дополнение к обособленному IR-отделу для решения задач присоединяются, например, сотрудники команды PR, SMM, юридический отдел. Но возможна и организация полноценного департамента, который закрывает все описанные выше функции внутри себя.
— Должна ли IR-команда быть собственной или можно отдать эту функцию на аутсорс — например, в агентство?
На мой взгляд, если вы настроены на выстраивание долгосрочных отношений с партнерами и инвесторами, то необходимо развивать собственную экспертизу. Ведь взаимодействие с инвесторами — это довольно специфичное направление, которое предполагает глубокую погруженность специалистов как в отрасль, в которой работает компания, так и в финансовую составляющую. Поэтому полностью эту функцию перекладывать на стороннюю команду не имеет смысла: внешние эксперты не смогут так хорошо разбираться в бизнесе и презентовать его банкам, частным инвесторам, брокерам и инвестиционным компаниям, как это сделаете вы.
Тем не менее, отдельные задачи — например, организация road show перед выходом на IPO или подготовка публичного годового отчета, — чаще всего реализуются с привлечением внешних команд, которые уже накопили необходимый опыт и помогут компании облегчить прохождение этого процесса. Здесь бизнесу стоит взвесить все «за» и «против» и определиться, нужно ли делегировать какие-то задачи или можно решить их собственными силами.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети