РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Почему во всем мире сокращается население

В мире заметна тенденция к сокращению населения. Все меньше людей планируют создавать большую семью. Почему это происходит, объясняет эксперт РНИМУ
Почему во всем мире сокращается население
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Шедеврум»
Вера Никишина
Вера Никишина
Директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета

Доктор психологических наук, профессор

Подробнее про эксперта

Сейчас можно увидеть заметное сокращение количества женщин, ожидающих ребенка, и даже визуально заметно сокращение количества родителей с колясками. Этой тенденцией мы озадачились как специалисты клинической психологии. Еще несколько лет назад мы провели исследование репродуктивных установок в молодежных группах студенческой и не студенческой молодежи. И в целом наши исследования привели к тому, что 70% возрастной группы от 18 до 25 не строят репродуктивные планы. На вопрос, планируете ли вы создание семей и рождение детей в этих семьях, больше половины респондентов отвечали «да, но когда-нибудь потом», то есть в том самом будущем, которое будет гарантированно материально достаточным, устойчивым по карьере и так далее. Соответственно, к очевидным цифрам снижения рождаемости присоединяются и наши исследовательские результаты по изменению установок на рождение детей. Фактически доля случайных беременностей сейчас контролируется, с одной стороны, всевозможной контрацепцией и, к сожалению, доступными способами прерывания, а с другой стороны, психологической неготовностью к рождению детей. И это не единственный фактор, который меняет репродуктивное поведение населения. Причем эта тенденция, я думаю, очевидно общая и для Российской Федерации, и для абсолютного большинства европейских стран.

Цифра снижения рождаемости позволяет увидеть тенденцию снижения рождаемости. Что же касается психологических причин, то дело не в инстинктах. Инстинкты размножения, безусловно, это базовая система регуляции. Для человека не принято использовать понятие инстинкт. Если его адаптировать на житейское восприятие, то инстинкты размножения не изменились. А вот базовые надстройки, то есть верхние регуляторы, существенным образом поменялись. В последние десятилетия социальная среда очень активно транслировала в программы развития детей эгоцентрические установки, установки на удобство, комфорт потребительской жизни.

Соответственно, все, что неудобно, некомфортно, попадает в зону нежелаемого или неприемлемого. В социальном пространстве ребенок стал ассоциироваться с напряжением жизни, сложностью жизни, проблемностью жизни. Эти проблемы, которых вроде как и так много без детей, в общем-то подрастающее поколение не планирует себе создавать и планирует оттянуть как можно дольше. Эгоцентричность восприятия реальности — это очевидный фактор, влияющий на репродуктивное поведение и на репродуктивные установки. Другой фактор напрямую связан с существованием человеческих отношений в современный момент развития цивилизации в двух реальностях — цифровой и нецифровой. Мы фиксируем увеличение длительности и многообразие вариантов реализации в цифровой социальной среде. Через игровой, и через коммуникативный, и через презентационный контент, и через информационный поиск — во всех перечисленных мы не находим содержания, в котором в той реальности имеет место рождение ребенка, его появление, вообще намерение его возникновения. Все психическое содержание психического, которое активно реализуется в цифровой социальной среде переносится в нецифровую социальную среду. Мозг ведь один. Отсутствие этой установки там не переходит и не создается в нецифровой, то есть в не опосредованной техническими средствами среде. Есть еще один фактор этого влияния, компонент этого влияния. Это игра. Раннее погружение в игровую среду существенно меняет активацию базовых программ, в том числе и программ полового поведения. Получение удовольствия через игру и через множественно раз повторяющиеся действия, яркой или выраженной контрастности, большой динамики в игровом процессе. Тенденцию, как клинические психологи, что при игровой зависимости очевидно снижается базовый компонент полового поведения, это влечение. Вся активность уходит в игру.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия