Андрей Пожаров: «этика в бизнесе — встречный процесс»
Андрей Пожаров, руководитель компаний «Эффективное взаимодействие» и «Тендерный центр «С.Т.И.К.» — рассказал об этике в разрезе тендерной деятельности

Более 20 лет опыта в тендерном секторе, опыт создания успешных компаний и команд, внедрения интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений и четкая система менеджмента компаний.
25 июня в Общественной палате Москвы состоялось совместное заседание Комитета по управлению закупочной деятельностью и Комиссии по бизнес-этике «Ассоциации менеджеров России» на тему «Этика при проведении и организации тендеров: проблемы, решения и регулирование», эксперты обсудили ключевые этические вызовы в сфере закупок и практические пути их преодоления.
В приветственном слове председатель Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалев подчеркнул важность закупочной деятельности, назвав ее кровеносной артерией всей российской экономики, а также отметил актуальность и важность выстраивания системы честных, прозрачных, этичных закупок, а также закупок у местных производителей.
Я считаю, что, безусловно, этика в бизнесе это встречный процесс. Этика в тендерной практике — часть деловой этики, применяемая к закупкам и конкурсным торгам. Она предполагает честность, прозрачность и равные условия в проведении торгов: недопустимость коррупции, сговора и демпинговых практик. Этичный тендер означает открытую публикацию результатов, объективные критерии оценки, отказ от скрытых договоренностей и уважение интересов как заказчика, так и поставщиков.
Комиссией Ассоциации менеджеров поднят важный вопрос, ее рекомендации и заключения учитываются бизнес‑сообществом и способствуют тому, чтобы компании разных отраслей формировали четкую политику комплаенс и этические кодексы, ориентированные на долгосрочные партнерские отношения.
Почему стало нормой, что у нас «этично учить друг друга этике»? Заказчики учат поставщиков, поставщики хотели бы поучить заказчиков. Вопрос всегда в том, как контролировать исполнение норм поведенческих кодексов, которые у каждого разные, и только закон все без исключения обязаны исполнять, Этика — это самоконтроль, это и есть высший этический императив! Все остальное — вечный спор.
Действительно, по букве закона никто никого ни о чем информировать не должен. Организация сама может принять кодекс поведения, который будет определять уровень прозрачности и действовать согласно ему. В рамках подготовки к конкурсам у поставщика есть показатели, в которых возможно допустить незлонамеренную ошибку.
Если бы заказчик начинал споры с взаимных консультаций с поставщиком, давая возможность уточнить параметр самостоятельно, это бы способствовало допуску до 30% дополнительных участников и увеличило конкуренцию. Тем самым можно минимизировать количество споров и затраченное на них время, средства, а главное — людские ресурсы. Такая инициатива точно бы добавила доверие рынку. Кроме того значительно разгрузятся ФАСы и суды. На мой взгляд, весомым вкладом в этичность и как следствие доверие участников рынка, стала бы возможность раскрытия заявки победителя (в случае споров в ФАС). Это дало бы участникам возможность определить параметры достоверной оценки конкурентности закупки. Речь идет о возможности, в случае споров в ФАС, раскрытия заявки победителя.
Пока же на практике заказчики в рамках 223-ФЗ и частично 44-ФЗ могут избирательно относиться к заявкам, а именно:
- придираться к мелким ошибкам у «нежелательных» участников;
- игнорировать аналогичные нарушения у «лояльных» поставщиков;
- манипулировать системой балльной оценки, завышая или занижая результаты;
- использовать субъективный подход при допуске/отклонении участников.
Это становится особенно заметно в конкурсах с оценкой по нескольким критериям, где заказчик обладает свободой интерпретации.
В ряде случаев компании достоверно знают, что их конкурент не мог заявить товар с нужными параметрами, но все равно получил высший балл. Зачастую отклонения и снижение баллов применяются по формальным признакам и неравномерно.
Сегодня, в период, когда вопросы национальной закупки стоят очень остро, и даже сама законодательная база непрерывно корректируется, прозрачное обсуждение истинных намерений заказчика в закупке способствовало бы возникновению как конкуренции, так и доверия на всех уровнях. Под истинными намерениями я имею в виду предмет закупки. Заказчик имеет исторический опыт закупки тех или иных материалов, линейный персонал обучен работе с данным материалом. Как следствие, заказчик хочет закупить конкретный товар, но не знает, как правильно описать его, чтобы получить искомое.
Что касается электронных площадок, на которых идет игра, то и им есть над чем работать. Несовершенство функционала порой дает возможность недобросовестным участникам применять различные схемы. Например, со стороны нечестного конкурента играют три компании. Первая делает первый ход в первую секунду после начала торгов. Дальше включаются торговые роботы двух других, которые за 40 секунд снижаются на 50%. И вы просто не успели сходить, игра состоялась без вас. А дальше начинается самое интересное: две компании, занявшие 1 и 2 места, отклоняются по вторым частям, и победителем объявляется компания, сделавшая 1-й ход с минимальным снижением.
С точки зрения этики хотелось бы, чтобы площадки не только оперативно реагировали на замечания от участников рынка, но и сами анализировали процедуры и вносили правки в собственный функционал.
Безусловно, этика в бизнесе — это встречный процесс. Здесь крайне важны обратная связь и обратимость, когда заказчик предоставляет конструктивную обратную связь участникам (даже при отказе от заявок) и дает возможность оспорить непонятные решения. Это помогает снизить недовольство участников рынка и повысить прозрачность. Участники, в свою очередь, должны уважать правила закупки, своевременно уточнять непонятные моменты и следовать деловому общению, а не применению шантажа или обмана.
Участниками актуальной дискуссии по столь важной теме также стали заместитель генерального директора по развитию Росэлторг (АО «Единая электронная торговая площадка»), председатель комитета по управлению закупочной деятельностью Ассоциации менеджеров Виктор Симоненко, директор департамента закупок ООО «Боксберри» Ляиля Киссель, директор по закупкам ПАО «Московская биржа» Анна Ермакова, президент агентства интегрированных коммуникаций Beetl Лариса Фортуна, директор по МТОиЛ АО «Геотек» Дмитрий Комендантов, сопредседатель Комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров, генеральный директор Коммуникационной группы «Орта» Николай Обрезков, сопредседатель комиссии по бизнес-этике Ассоциации менеджеров, старший партнер, тренер-консультант ООО «Смартвэльюс» Георгий Мелик-Еганов.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости: