Как бизнес использует искусственный интеллект
Нейросети становятся все популярнее. Какие задачи уже решаются системами, имитирующими работу человеческого мозга, а в чем на них пока не стоит полагаться

Эксперт в M&A, Private Equity и инвестиционном банкинге. Занимал руководящие должности в УК «Тройка Диалог», Сбербанке и BCS Ultima. Экс-владелец и гендиректор агентства «Рус-Рейтинг»
Распространение применения нейросетей
Нейросети нашли широкое практическое применение для решения прикладных задач: согласно исследованию профессиональной социальной сети «Сетка», развиваемой HeadHunter, 86% занятых в сфере интеллектуальной работы для решения профессиональных задач используют ChatGPT.
По данным исследования ЮKassa (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney), которое проводилось в феврале 2025 года среди онлайн-предпринимателей, почти каждый второй опрошенный — 45% — обращается к нейросетям несколько раз в день. Каждый десятый прибегает к помощи искусственного интеллекта один раз в день. Около четверти респондентов — 23% — используют обозначенный инструмент один-два раза в неделю. Реже, чем раз в неделю, к нейросетям обращаются 7% участников опроса.
Для крупного бизнеса удобнее становится развитие собственной нейросети, а не использование существующих в общем доступе. В этом случае разработчики компании дорабатывают ИИ-модель под нужды конкретного бизнеса.
Сферы применения искусственного интеллекта
Нейросети позволяют решать российским предпринимателям различные задачи. Так, по данным опроса ЮKassa, 70% респондентов используют возможности искусственного интеллекта для генерации текстов. Поиск информации — вторая по распространенности функция ИИ: для ее выполнения к нейросетям обращаются 55% опрошенных. Почти столько же респондентов — 52% — используют ИИ для генерации изображений. В анализе данных нейросеть помогает 47% участников исследования. 46% респондентов прибегают к поддержке искусственного интеллекта при подборе идей для концепций и планов.
Использование нейросетевых технологий, на мой взгляд, позволяет минимизировать временные затраты сотрудников на выполнение типовых задач, высвобождая интеллектуальные ресурсы для их применения в других направлениях подобно тому, как промышленная революция освободила человека от физического труда.
Впрочем, сферы применения нейросетей стремительно расширяются, к ним обращаются в том числе специалисты креативных индустрий. Существуют примеры использования искусственного интеллекта в маркетинге. Допустим, «Спортмастер» успешно дорисовывает сложный фон для баннеров с помощью ИИ. «Пятерочка» запустила рекламный ролик, в основе которого лежит дипфейк Ольги Медынич. Сеть ресторанов «Теремок» использовала искусственный интеллект для генерации рекламных материалов в преддверии масленицы.
Границы использования нейросетей
В то же время массовое внедрение нейросетей в бизнес-процессы имеет отрицательные последствия. Прежде всего, необходимо помнить о существовании вероятности выдачи нейросетью недостоверной информации, использование которой может привести к принятию неверного управленческого решения. Так, согласно исследованию Стэнфордского университета от 2024 года, на 69-88% запросов по юридической тематике нейросети предоставляли неверную информацию. Причина в том, что нейросети обучаются на базе огромного массива данных, в котором в той или иной мере присутствует либо изначально искаженная информация, либо та, которая стала неактуальной со временем. Представляется, что это фундаментальное ограничение работы нейросетей вряд ли удастся обойти в обозримом будущем.
Я не ожидаю, что искусственный интеллект сможет заменить профессионалов в области инвестиционно-банковского бизнеса. Для успешной реализации M&A сделки такой специалист, прежде всего, должен обладать высоким эмоциональным интеллектом и социальными навыками, чтобы сначала понять интересы, приоритеты и переживания каждой стороны, а затем предложить конструкцию, которая бы позволила достигнуть своих целей всем участникам сделки. В рамках нашей отрасли нейросети действительно могут взять на себя часть задач по анализу данных и подготовке презентационных материалов, однако вряд ли когда-либо освоят тонкое искусство живого человеческого общения.
Возможности и сферы применения нейросетей в последние годы стремительно расширяются. ИИ становится инструментом, способным освободить предпринимателей, управленцев и представителей креативных специальностей от типовых задач. При этом искусственный интеллект неспособен заменить эксперта с его эмпатией и способностью вникнуть в потребности конкретных людей, соответственно, в тех отраслях, где огромную роль играет индивидуальный подход, ИИ, хотя и может выступать в роли мощного помощника человека не заменит его полностью.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании