Top.Mail.Ru
РБК Компании
До 23.11 ваши публикации на РБК, эксклюзивы и аналитика со скидкой до 70%
Получить скидку
До 23.11 ваши публикации на РБК,
эксклюзивы и аналитика
со скидкой до 70%
Получить скидку

ФНС не будет принимать обращения налогоплательщиков через ЭДО

Новые правила: вместо операторов ЭДО налогоплательщикам предлагают использовать общедоступные сервисы, соответствующие современным стандартам цифровизации
ФНС не будет принимать обращения налогоплательщиков через ЭДО
Источник изображения: Vedomosti.ru
Ольга Айгензер
Ольга Айгензер
Адвокат РОКА «Советник»

Основная специализация — банкротство юридических лиц, защита прав потребителей и трудовое право. Опыт работы — 17 лет

Подробнее про эксперта

ФНС России поэтапно отказывается от приема обращений, которые налогоплательщики отправляют по ТКС через электронный документооборот (ЭДО). Переходной период завершится 1 ноября 2025 года. Это коснется только электронных обращений в свободной форме — предложений, заявлений, жалоб.  Другие услуги налогового администрирования, доступные через ЭДО, останутся без изменений, сообщается на сайте ФНС России.  

ФНС не будет принимать обращения налогоплательщиков через ЭДО. Поэтапный переход начался еще летом. Так, начиная с 1 июля, был введен лимит на объем документов, приложенных к обращениям через операторов ЭДО — максимум 1 МБ (прим.: максимальный размер файлов для передачи сократился с 5 МБ до 1 МБ). С 1 октября уже не используются некоторые специализированные приложения, соответственно невозможно прикрепить любые файлы к заявкам, а с 1 ноября подача всех электронных обращений по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) полностью прекратится. 

Вместо операторов ЭДО налогоплательщикам предлагают использовать общедоступные сервисы, которые соответствуют современным стандартам цифровизации. Среди них  — федеральная система “Платформа обратной связи” ЕПГУ,  “Личный кабинет налогоплательщикана сайте ФНС — основной и рекомендуемый канал для подачи и отслеживания статусов обращений, а также иные интерактивные сервисы

  • Изменения процедуры подачи неформализированных документов не означают запрет на взаимодействие с налоговиками. Граждане смогут подать заявление через сервисы ФНС России такие как «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России» на сайте nalog.gov.ru , через портал «Госуслуги», заполнив форму обратной связи. Также можно записаться на прием в налоговую или отправить документ почтой.

Налоговые сервисы, которые продолжат работать через ЭДО

  • Сдача отчетности. Налоговые декларации (НДС, налог на прибыль, НДФЛ и др.), бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах).
  • Обмен документами с ФНС России. Требования и уведомления от налоговой.
  • Акты сверок и пояснения по проверкам. Документы взаиморасчетов для выявления расхождений и их устранения, комментарии по налоговому контролю, бухучету и др.
  • Электронные счета-фактуры. Оформление и подписание ЭСФ в рамках НДС, ведение журналов полученных и выставленных счетов-фактур.
    Корректировка данных. Уточненные декларации и заявления.
    Запросы справок (об отсутствии задолженности и др.).
  • Электронные подписи. Оформление и обновление КЭП для юридических лиц и ИП.
  • Машиночитаемые доверенности. Оформление, отзыв, подписание и проверка цифровых доверенностей для подтверждения полномочий физлиц, в том числе, для сдачи отчетности.

Напоминаем, что поступившие в ФНС обращения регистрируются в течение трех дней с момента поступления. Срок рассмотрения занимает до 30 дней, но при необходимости может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Однако, с  1 января 2025 года в Налоговый кодекс введена ст. 140.1, и теперь по ряду вопросов жалобу можно подать в упрощенном порядке. Так, можно обжаловать, например:

  • Приостановление операций по счетам.
  • Вызов на допрос в качестве свидетеля.
  • Требования о предоставлении документов и пояснений.
  • Отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки.
  • Неисполнение решения суда.
  • Отказ в возврате или зачете излишне уплаченного налога.
  • Отказ в принятии налоговой декларации.
  • Требование об уплате задолженности.
  • Некорректное сальдо Единого налогового счета.

Такая жалоба подается через личный кабинет налогоплательщика только в электронном виде. Подать ее можно через “Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц”, “Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя”. 

Форма жалобы (апелляционной жалобы) единая для обычного и упрощенного порядка, утверждена Приказом ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@. В поле 2 Формы «Обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц» из 18 возможных видов первые 14 можно рассмотреть в соответствии со статьей 140.1 НК РФ. Однако, для оперативного рассмотрения жалобы, обязательно нужно отразить согласие на рассмотрение обращения в упрощенном порядке, проставив соответствующую галочку в поле 2.2.  

  • В личных кабинетах налогоплательщиков обеспечивается обязательное отражение всех документов, которые могут быть обжалованы в упрощенном виде, среди которых — требование о представление документов и пояснений, вызов на допрос; отказ в принятии декларации, налоговое уведомление; сообщение об отказе в возврате (зачете) сумм налогов и сборов; решение о взыскании задолженности; приостановление операций по счетам в банках, отказ уполномоченного органа в предоставлении отсрочки или рассрочки в уплате налога и т.д.

«По-простому» не получится обжаловать нарушение налоговым органом срока вынесения решения по ранее поданной жалобе, принятие обеспечительных мер (пункт 10 статьи 101 НК РФ), решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездных, камеральных проверок, если выявлены налоговые нарушения, а также в связи с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 101, 101.4, п. 2 ст. 140.1 НК РФ).

Налоговая инспекция должна удовлетворить жалобу полностью или частично, либо перенаправить жалобу в УФНС — вышестоящий налоговый орган над территориальными инспекциями — для рассмотрения в обычном порядке. 
Ответ должен приходить в течение недели, вместо стандартных 15-30 дней. Жалобу оперативно должен рассматривать тот же налоговый орган, чьи решения, действия, бездействия обжалуются.

ФНС не будет принимать обращения налогоплательщиков через ЭДО

В целом, изменения направлены на популяризацию личных кабинетов, модернизацию и упрощение процедуры обжалования решений налоговых органов.  Четкая форма жалоб удобна для налогоплательщиков, позволяет быстрее решать спорные вопросы, независимо от уровня подготовки.

Переход на единые цифровые решения обеспечит удобство работы через единую точку входа, прозрачность контроля сроков рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и автоматизацию обработки обращений, отмечается на сайте ФНС России.

Источники изображений:

Glavbukh.ru

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, офис 1304
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия