РБК Компании

Юрий Горбачев о том, какие объекты нужно защищать небольшим компаниям

О важности защиты интеллектуальной собственности в небольших компаниях рассказал в интервью Горбачев Юрий Александрович — руководитель компании «Лирейт».
Юрий Горбачев о том, какие объекты нужно защищать небольшим компаниям
Юрий Горбачeв
Юрий Горбачeв
Управляющий партнер компании «Лирейт»

Юрист, основатель и руководитель патентного бюро «Лирейт». Больше 15 лет защищает интеллектуальную собственность бизнеса и граждан: регистрирует товарные знаки, патентует изобретения, промышленные образцы, полезные модели.

Подробнее про эксперта

Когда речь заходит о защите интеллектуальной собственности компании, возникает логичный вопрос: любая ли компания имеет интеллектуальную собственность?

Да, сейчас почти каждая компания обладает объектами интеллектуальной собственности. Просто не все об этом знают, не все защищают эти объекты и пользуются возможностями. Интеллектуальная собственность помогает увеличить стоимость компании и даже снизить налоговое бремя. Я часто слышу от владельцев малого бизнеса: «В нашей компании нет интеллектуальной собственности». В большинстве случаев оказывается, что ее просто плохо искали.

Поясните на примерах, какую интеллектуальную собственность можно найти у обычного магазина одежды в небольшом городке?

Как минимум, название и логотип. Вероятно, магазин имеет какое-то яркое наименование, которое призвано привлекать внимание покупателей. Его можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Если магазин самостоятельно отшивает свою продукцию, создает уникальный дизайн одежды, то ее внешний вид можно зарегистрировать в качестве промышленного образца. Что касается услуг, то при их оказании может использоваться уникальная методика. Ее тоже можно запатентовать. Элементарно, компания ведет соцсети, публикует посты и картинки. Это уже интеллектуальная собственность. Клиентская база — тоже входит в эту категорию. Вариаций масса. Нужно анализировать каждый случай.

Какая интеллектуальная собственность бизнеса может стать активом?

Объекты авторского права, например, дизайн, изобретения, полезные модели и промобразцы, средства индивидуализации — логотип и название, ноу-хау. Разбираться подробнее нужно индивидуально. Для этого компании обращаются к нам. Мы анализируем, что есть в распоряжении, подсказываем, как правильно оформить и извлечь выгоды. Тут важно определить целесообразность защиты того или иного объекта. Иногда нет смысла тратить ресурс на объект, который не имеет перспектив.

Какой первый шаг при защите интеллектуальной собственности?

Традиционно первый шаг – найти или создать объект интеллектуальной собственности. Например, товарный знак можно создать самостоятельно или с привлечением неймеров и дизайнеров. Права на логотип передаются заказчику, он уже регистрирует на себя средство индивидуализации и становится правообладателем товарного знака. Найти объекты тоже можно самостоятельно. Просто подумайте, что используете в своей деятельности и чем не хотите делиться с конкурентами. Если объект уже существует, то первым шагом после его обнаружения будет выбор способа защиты. После этого оценивается стоимость актива, он ставится на учет. Охранные документы потом поддерживаются в силе, чтобы исключить их аннулирование.

Юрий Горбачев о том, какие объекты нужно защищать небольшим компаниям

Если объект создан специалистом, например разработчиком, как владелец бизнеса может использовать его?

Это очень важный момент, о котором забывают в основном представители малого бизнеса. Есть два вида прав на объект: личные неимущественные и исключительные. Первые всегда остаются у создателя-автора, а вторые автор передает по договору другим лицам, которые становятся правообладателями. Личные неимущественные права – это право называться автором, обнародовать произведение, право на неприкосновенность объекта. Исключительное право – право использовать. Если работник в ходе выполнения своих обязанностей по трудовому договору создал объект, то права остаются у работодателя. А со сторонними специалистами нужно заключать договор, в котором есть положение о передаче исключительных прав на объект от автора к заказчику. Здесь самое главное – правильно оформлять правоотношения между автором и будущим правообладателем.

От кого нужно защищать интеллектуальную собственность?

В первую очередь интеллектуальную собственность защищают от конкурентов. Именно они могут ее украсть и использовать для развития своего бизнеса, оставив создателя и владельца объекта за бортом. Разумеется, если заранее не были зафиксированы права на интеллектуальную собственность. В малом бизнесе конкуренция так же высока, как и среди гигантов, можно сказать, для малого бизнеса она более губительна. Вторая опасность – сотрудники компании. Сколько было случаев, когда сотрудник просто уходил вместе с незарегистрированной интеллектуальной собственностью, регистрировал ее на себя и создавал свое производство, уничтожая бизнес своего бывшего работодателя. Либо перепродавал разработку конкуренту экс-босса.

Как часто случаются нарушения в сфере интеллектуальной собственности?

С каждым годом все чаще. Судебная практика пополняется новыми случаями ежедневно. Часто компании «крадут» друг у друга бренды, контрафакт пытаются провезти через границу, работники пользуются ошибками предпринимателей и судятся за созданные ими объекты. Если раньше споры часто возникали только между крупными игроками рынка, сейчас тенденция меняется. Активно защищает свои права и малый бизнес.

Какие плюсы защиты интеллектуальной собственности для малого бизнеса?

Во-первых, это защита от конкурентов. Все-таки это самый весомый плюс. Сами по себе свидетельства и патенты повышают лояльность потребителей, потому что это официальные документы, выданные государственными органами. Если ваш товарный знак будет зарегистрирован, вы сможете строить со своими клиентами долгосрочные отношения на основе узнаваемости и популярности бренда. Все это приводит к увеличению прибыли – достижению главной цели любого бизнеса. В некоторых крупных компаниях доля нематериальных активов превышает материальные. Ценность интеллектуальной собственности признается повсеместно, уже даже кредиты выдают под залог патентов и товарных знаков. Очевидно, это можно использовать для развития бизнеса.

Как конкретно можно заработать на интеллектуальной собственности?

Самый простой способ — передавать права на объект путем заключения лицензионного соглашения. Роялти — прибыль правообладателя. Дополнительные финансы можно получать при взыскании компенсаций с нарушителей. Популярно оформление франшиз. Заработать можно на использовании объекта. Например, предприниматель создал методику восстановления опорно-двигательного аппарата и запатентовал ее. Клиентам она помогает, их количество и прибыль растет, а разработку не могут использовать конкуренты. Без патента конкуренты быстро переняли бы метод и перетянули к себе часть клиентов.

Можно ли самостоятельно защитить интеллектуальную собственность, не привлекая патентных поверенных и юристов?

Да, товарный знак можно зарегистрировать самостоятельно, патенты получить тоже. Но стоит понимать, что процесс – не прост. Нужно изучать тонкости процедуры. Гиганты давно поняли, что лучше делегировать эти моменты специалистам. Малый бизнес постепенно тоже приходит к этому. У нас много таких клиентов. Это как в обычной жизни, мы понимаем, как можно испечь торт, у нас есть рецепт, но чаще покупаем его в кондитерской, потому что так мы точно получим желаемый результат. Про плохое качество оказания услуг я сейчас не говорю. Патентное бюро тоже нужно выбирать тщательно, как и кондитерскую. А вот с авторским правом все по-другому, его никак регистрировать не нужно. Необходимость есть только в доказательствах вашего авторства или владения исключительным правом, например в суде. Поэтому по желанию можно пройти процедуру депонирования, зарегистрировать программу ЭВМ или базу данных в Роспатенте. Тут тоже могут помочь профессионалы. Как правило, малый бизнес не имеет специалистов в штате, которые занимаются интеллектуальной собственностью. Оптимально — обращаться в сторонние компании и патентные бюро. Режим коммерческой тайны вводят внутри организации самостоятельно.

Юрий Горбачев о том, какие объекты нужно защищать небольшим компаниям

Малый бизнес выбирает самостоятельно защищать интеллектуальную собственность в целях экономии. Это имеет смысл?

Объясню на примере регистрации товарного знака. Тут может получиться по-разному. ИП может подать заявку в Роспатент самостоятельно, не проводя предварительную проверку и не вникая в суть процедуры, и получить свидетельство без препятствий. Потому что повезло. А может подать заявку и получить предварительный отказ, а потом и окончательный. При этом он потеряет сумму пошлин — больше 30 000 рублей. Потом снова будет платить эту сумму за повторную попытку регистрации. А мог бы оплатить услуги патентного поверенного и пошлины, гарантированно получить исключительное право на товарный знак. Сумма была бы меньше, чем при повторной подаче. К примеру, у нас регистрация товарного знака «под ключ» стоит сейчас 23 500 рублей, плюс, пошлины со скидкой — 23 100 рублей. Общая сумма — 46 600 рублей. А о потерянном времени я даже не говорю, одна попытка – до 18 месяцев, потом вторая — столько же. Мы получаем товарные знаки в среднем за 3-8 месяцев. К нам часто приходят клиенты после неудачной попытки регистрации, мы помогаем им добиться результата. Поэтому выгода самостоятельной подачи заявки в целях экономии сомнительна. Тем более стоимость услуг патентного поверенного для малого бизнеса вполне доступная.

Что посоветуете представителям малого бизнеса?

Решать вопрос об охране интеллектуальной собственности должен сам предприниматель, но я убежден, что это очень важно. Плюсов много: спокойное использование объектов в деятельности, возможность получать дополнительную прибыль или продавать права на объект, взыскивать компенсации и брать кредиты под залог интеллектуальной собственности. Мой совет — задуматься об этом.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации06.07.2015
Уставной капитал33 000,00 ₽
Юридический адрес Республика Татарстан (Татарстан) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ГОРОД ЗЕЛЕНОДОЛЬСК УЛ КОРОЛЕВА 11Б ПОМЕЩ. 30-1005
ОГРН 1151673001578
ИНН / КПП 1648040894 164801001
Среднесписочная численность11 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, РТ, г. Зеленодольск, ул. Карла Маркса д. 24. оф. 1

Социальные сети