Ольга Александрова о будущем личных фондов
Что мы знаем о личных фондах. Действительно ли это инструмент сохранения капитала

Профессионал с 25-летним опытом в разрешении арбитражных дел, консалтинге, слияниях и поглощения, урегулировании правовых вопросов ведения бизнеса, управленческих спорах компаний, личных фондах
В России почти три года действует закон о личных фондах, позволяющий крупному бизнесу сохранять и преумножать капитал на родине, не выводя активы за рубеж. В июле 2022 года в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены изменения и с 01 марта 2023 берет свое начало в России существование личных фондов. Агентство по управлению фондами было образовано в августе 2022 года и стало компанией, созданной помогать в управлении личными фондами. В интервью эксперт по корпоративным правоотношениям и экономическим спорам, основатель Агентства Ольга Александрова рассказала о том, что сдерживает развитие личных фондов и есть ли перспективы их существования.
Ольга Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, насколько востребованы сегодня личные фонды?
Пока бизнес только начал интересоваться новыми формами сохранения активов. При этом ситуация в мире показала, что лучше держать капитал в своей стране. Можно сказать, что личные фонды словно младенец в российском законодательстве — растет медленно, но уверенно. В Европе, например, насчитывается более 4 тысяч фондов, а у нас, на сколько мне известно, по состоянию на 2024 год было только около 30.
Богатых людей в России много, и сохранение капитала — актуальный вопрос. Что, по-вашему, мешает им обратиться к личным фондам?
Удивительно, но до сих пор бизнесмены, не говоря уже о широкой аудитории, почти не знают о личных фондах, а соответственно не понимают, как они работают. Это напоминает мне историю с практикой банкротства. Почти 10 лет назад, когда такие процедуры стали доступны обычным гражданам, люди скептически отнеслись к таким возможностям. А сегодня суды завалены делами о банкротстве. Думаю, через несколько лет механизмы личных фондов станут также востребованы. Некоторые путают личные фонды с ПИФами или иными финансовыми инструментами управления. Это заблуждение, это совершенно разные формы управления активами. Личный фонд — чаще всего состоит из недвижимого имущества и определяет процедуру управления им.
В каких ситуациях в вашей практике личный фонд был единственным вариантом для сохранения капитала?
Чаще всего вопросом об управлении капиталом задаются предприниматели возраста 50+, когда оказывается, что, например, некому передать дело: брак расторгнут, а дети живут за границей или не интересуются бизнесом и не готовы им управлять. Если с владельцем что-то случится, как быть с активами? Я не могу в силу конфиденциальности называть компании, с которыми мы сотрудничаем, приводить в пример их кейсы. Расскажу кратко об одном случае, который произошел осенью. К нам в Агентство обратились друзья владельца крупного завода на юге страны. Мужчина был без наследников, жил один, и внезапно выяснилось, что он тяжело и неизлечимо болен. Чтобы его дело не пропало, мы смогли оформить личный фонд и взять на себя управление им. Кстати, в подобных ситуациях часто прибыль от капитала можно направить на благотворительность, поддерживать социальные проекты. Важно помнить, что личные фонды это не про завещание, а про работу действующего бизнеса, который продолжает приносить пользу.
В чем заключаются задачи Агентства и каким образом Вы оказываете поддержку предпринимателям?
Безусловно, наша работа — не просто управление личными фондами. Когда нам доверяют имущество, то мы несем за него ответственность и используем все правовые конструкции, позволяющие сохранить его при самых сложных обстоятельствах. Консультации по структуре личных фондов, особенностям Устава и Порядка управления личным фондом — наиболее частые вопросы. Регламенты управления, структурирование коллегиальных органов — все это необходимо подготовить и передать учредителю личного фонда.
Преимуществом агентства стал и ваш 27-летний юридический опыт?
Я большую часть жизни посвятила изучению юриспруденции и вопросам правовой защиты интересов бизнеса, и более 20 лет проработала в арбитражных судах в качестве судьи. За год я разбирала около 5 тысяч экономических споров. Это позволяет сегодня быть эффективным консультантом по корпоративному управлению, и обеспечивать не только сохранность, но и преумножение активов в личных фондах.
Какую глобальную миссию видите в деятельности Агентства?
Наше Агентство создавалось, чтобы работать в правовом поле России. Поэтому глобальной миссией можно считать сохранение и преумножение капиталов внутри страны.
Считаете ли вы, что нашли свое призвание?
Сократ сказал: «Есть три профессии по призванию: врач, учитель и судья». Я с ним согласна. Человек, который не чувствует, что юриспруденция, защита права и закона дело его жизни, то, даже получив прекрасное образование, не задержится в профессии. В моем случае сомнений быть не может — это мое любимое дело, в котором я продолжаю расти и развиваться.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети
Рубрики



