Методология PCM: помощь в адаптации корпоративных коммуникаций
Как сделать коммуникации в команде экологичными, рассказывает менеджер «Службы Заботы» WMT Group Варвара Ерхова

Сертифицированный тренер по PCM. Обучила 50+ сотрудников команды WMT Group стратегиям полезных коммуникаций
Коротко о происхождении Process Communication Model (PCM).
PCM модель появилась благодаря американскому психологу Тайби Келлеру в 1970 годах для отбора, комплектации команд космонавтов NASA адаптированных к различным формам стресса. Позже данная модель трансформировалась для применения в различных сферах бизнеса для помощи в адаптации деловой формы общения.
По данным аналитиков уровень выгорания офисных сотрудников достиг исторического максимума, а 62% россиян по данным опроса крупного медицинского сервиса чувствуют себя эмоционально выгоревшими на работе. Чаще всего причины кроются в корпоративных коммуникациях и высокой нагрузке. За регулярными совещаниями, встречами с партнерами, корпоративными переписками и выполнением задач скрываются переживания сотрудников.
Модель процесса коммуникаций (PCM) позволяет:
- Определить, как собеседник в диалоге воспринимает информацию и перевести коммуникацию в понятную форму для достижения взаимопонимания.
- Выяснить из какого уровня стресса собеседник ведет коммуникацию и предотвратить или предсказать заранее назревающий конфликт. Например, в ходе переговоров выяснить в каком уровне стресса находится собеседник и попытаться снизить стресс при помощи PCM методики.
- Повысить продуктивность и командный дух общаясь на индивидуальном уровне с каждым сотрудником. Например, при помощи анкетирования определить тип личности. Понять в какой форме следует вести диалог с каждым сотрудником. В ходе исследований выявили 6 типов личностей, к каждой личности есть индивидуальный формат ведения диалога.
Почему модель процесса коммуникации (PCM) эффективна для бизнеса?
- Позволяет нанимать сотрудников подходящих под корпоративную культуру. Таким образом, формируя коллектив единомышленников, способных в долгую проработать в компании и достичь результатов в работе.
- Анализировать карьерные треки, выявлять и поддерживать лидерский потенциал в сотрудниках претендующих на повышение, замотивированных на рост внутри компании.
- Предсказывать, предотвращать конфликтные ситуации благодаря подбору или комплектации сотрудников согласно типам личности.
- Выстраивать комфортный онбординг для новичков в команде, снижая нагрузку с HR-департамента.
- Улучшать понимание потребностей клиентов в рамках деловых переговоров. В первую очередь для руководителей.
Почему важно следить за ментальным здоровьем сотрудников?
В период кадрового голода особенно важно разрабатывать индивидуальные подходы к каждому сотруднику дабы избежать: переработок, выгорания, конфликтных ситуаций. Наиболее распространенной причиной увольнений является несвоевременное проявление внимания со стороны руководителя. Учитывая потребности сотрудников, предлагая перспективные условия работы и проекты (особенно это важно в технологической сфере, где борьба за удержание ит-специалистов крайне обострена в последние годы) руководители повышают шансы сформировать команду сотрудников способную к преодолению кризисов и возможных падений.
Как в WMT Group используют PCM-модель?
Сотрудники компании участвуют в двухдневном тренинге в рамках которого:
- Проходят тестирование на выявление структуры личности
- Учатся определять типы личностей и стратегии коммуникаций в различных ситуациях
- Тренируются на практике предотвращать конфликтные ситуации в рамках диалога
- Расшифровывают потребности собеседников на примерах из массовой культуры
- Выполняют групповые задания направленные на оперативную диагностику эмоционального состояния собеседника и его стабилизации
Из чего состоит профилирование личности по PCM-модели?
Выявляются сильные стороны в коммуникации, психологические потребности, способы восприятия мира, потенциальные сценарии провала (барьеры на пути достижения целей) и вырабатывается индивидуальный пошаговый план действий стимулирующий позитивные изменения в контуре коммуникаций.
Как применяется ИИ для диагностики эмоционального состояния команд?
За 2024 годe наиболее быстрорастущим направлением стал Emotion AI.
Решения в данной области позволяют автоматизировать коммуникации в контуре компаний. Например, распознаванием эмоций во время видеозвонков занимается продукт Empany. Выводит на экран текстовые подсказки-сценарии по адаптации диалогов. Также создает матрицу коммуникаций на основе всех видеовстреч, выявляет конфликтные зоны и сканирует уровень стресса собеседников.
Самыми крупными разработчиками в области Emotion AI являются:
- Microsoft Azure Cognitive Services’ Emotion API
- IBM Watson’s Natural Language Understanding API
- Google Cloud AI’s Cloud Vision API
- Amazon Web Services
- Realeyes
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети