PR никому не нужен: правда или нет
Почему специалисты по PR занимают низкие места в рейтинге востребованных профессий и первыми попадают под сокращения? Обсуждаем предпосылки и последствия

Специалист по стратегическому PR с опытом работы более 15 лет. Автор книги «Эффективный PR», член комиссии по креативным индустриям ТПП РФ.
Последние 5 лет PR-щики занимают почетные места в списках востребованных профессий — то 3, то 5, то 1. Правда есть нюанс — это позиции с конца списка. Косвенно это подтверждается статистикой специалистов, которые первыми попадают под сокращения — в первых рядах PR-щики и маркетологи. Что это значит, и как быть специалистам, которые хотят оставаться в профессии.
Рынок труда в России переживает очередные изменения. С одной стороны в 2022 году произошло сильное изменение большинства рынка в связи с уходом крупных брендов, с другой рынок профессий, связанных с медиа и продвижением, изменился под влиянием нейросетей. Сегодня многие руководители и владельцы бизнеса искренне не понимают, зачем содержать PR отдел в век вездесущих нейросетей, которые могут и текст написать, и картинку выдать, и сценарий ролика предложить.
И хотелось бы встать на защиту коллег по цеху, но не могу. Как говорится «Сократ мне друг, но истина дороже». К сожалению, многие сотрудники PR отделов действительно заняты в основном контентом для социальных сетей, и делают его не лучше, а порой даже хуже, чем современные нейросети. Так что, с точки зрения управления, действительно нет ни одной причины платить зарплату сотруднику, которые делает то же что и нейросеть, но хуже и дольше. Тут «рынок порешает» и в ближайшие пару лет количество SMM специалистов, скорее всего, сократится в несколько раз, если не на порядок.
Но это не единственная причина столь низкой позиции в рейтинге востребованности профессии. Одной из важных причин является непонимание реальных функций PR. Ни владельцами компаний, ни самими «специалистами». Одни думают, что PR = маркетинг = реклама, а другие занимаются «креативом» и тусовками. В итоге, бизнес не получает от этой деятельности никакой выгоды, и по тем же экономическим причинам сокращает эти расходы, как только кончаются «лишние» деньги.
Кстати, что интересно, по данным опроса HeadHunter, в 2024 году специалисты по PR считали приемлемой зарплату в 200-300 000 рублей в месяц. Реальная зарплата по стране в целом, конечно ниже — около 80 000 рублей. Но даже если это 80 000, которые человек получает на руки, организация будет тратить на него больше 1 млн рублей в год. И когда у вас в организации 3-4 PR-щика, которые непонятно что дают, сократить расходы на 3-4 млн. рублей в год выглядит хорошей идеей в любой непонятной ситуации.
Рассуждать, что важнее — правильная подготовка специалистов или понимание руководством организаций функции PR — все равно что спорить о курице и яйце. Важно и то и другое. Тем более, что руководители не берутся из воздуха, и даже не приходят из ВУЗов. В большинстве организаций — как коммерческих, так и государственных, руководителями становятся, поднимаясь по карьерной лестнице. Так что образование очень важно. Причем, образование в широком смысле — начиная от ВУЗов и заканчивая консалтингом.
Ключевой фактор, на мой взгляд, это понимание ключевой функции PR всеми участниками процесса. Даже если у вас работает хороший специалист, но руководство не понимает какие задачи ему ставить, он не сможет делать хороший продукт. Про некомпетентных сотрудников и говорить нечего — там все понятно.
В чем же главная функция PR для организации? Создание или поддержание нужного имиджа организации, причем у нужной аудитории. Это и узнаваемость, и хорошее отношение, и понимание целей бренда. Если эта функция выполняется, у компании растет конверсия от рекламы, появляются новые заказы и повышается вовлеченность сотрудников.
К сожалению, большинство терминов из абзаца выше понимают единицы руководителей. А уж понимания, как достигать этого результата — этого вообще днем с огнем не сыскать.
И развилка тут, как мне видится, довольно простая:
- в отрасли выработается четкий профессиональный стандарт, который распространится, и на его основе скорректируют программу подготовки специалистов;
- либо большинство компаний малого и среднего бизнеса откажутся от PR отделов, а функции SMM передадут нейросетям, которыми будут управлять на аутсорсе.
Я за первый вариант, но я лицо заинтересованное, и, возможно, эта ситуация часть эволюции, где новые технологии заменяют профессии, которые стали не нужны. Тогда останутся только специалисты по PR-стратегиям, PR-кампаниям, подготовке и проведению мероприятий.
Возможно, таков путь.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль