Wanta Group: россияне хотят видеть главными героями врачей и ученых
Генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль представила данные, которые касаются восприятия молодыми зрителями науки и отношения к ученым
За 17 лет более чем вдвое выросло число россиян, которые видят улучшения в состоянии российской науки. Об этом было сказано на круглом столе «Как привлечь поколение Альфа в отечественную науку: от стратегии к практике», проведенном журналом «Евразимут» и дискуссионным клубом «Доверительные коммуникации». Генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль на мероприятии представила данные, которые касаются восприятия молодыми зрителями науки и отношения к ученым.
По данным опроса ВЦИОМ, за почти два десятилетия динамика в отношении россиян к отечественной науке демонстрирует положительный тренд. Так, с 12% в 2008 году до 29% в 2025 году выросла доля тех, кто уверен, что отечественная наука сегодня находится в хорошем состоянии. Количество людей, которым наука не интересна, уменьшилось на 3 процентных пункта с 2022 года. Большинство россиян считают, что отечественная наука отстает от мировой. Но если в 2018 году такого мнения придерживались 37% респондентов, то в 2025 году 33%. В возрастном разрезе — среди поколения «цифры» 29% считают, что российская наука в разной степени опережает развитие мировой науки, а 61%, что отстает. Среди младших миллениалов — 19% против 67% соответственно.
По словам председателя Наблюдательного совета платформы «Неравнодушный человек», председателя Общественного совета при Министерстве труда Константина Абрамова, который презентовал опрос, лидерами российских научных сфер остаются военная промышленность (36%) и медицина (24%), а у молодежи к ним добавился IT. Наука воспринимается россиянами как значимая отрасль, и в последние годы растет число тех, кто целенаправленно интересуется ее текущими успехами и достижениями, добавил он.
«Образ ученого в обществе ассоциируется с образованностью и умом, при этом престиж профессии вырос — сейчас 61% считают профессию ученого престижной, что на 10 процентных пунктов больше по сравнению с 2023 годом. Особенно позитивно к профессии относятся молодые люди, демонстрируя восстановление уважения к науке после кризиса 1990-х годов», — отметил Абрамов.
Опрос ВЦИОМ проводился телефонным методом среди 1600 респондентов старше 18 лет.
Другое исследование, презентованное на круглом столе, было посвящено восприятию научной тематики поколением «Альфа» в социальных сетях и медиа. «Альфа» — это дети, рожденные в период с 2011 по 2024 годы. Исследование подготовила компания Brand Analytics.
Так, его результаты показали, что поколение «Альфа» присутствует на следующих платформах: TikTok, YouTube, VKontakte, Likee, Roblox, Rutube. Искусственный интеллект, по данным анализа, является наиболее обсуждаемой технологической темой (35%). На втором месте по популярности в соцсетях — тема космоса и астрономии (20%), на третьем — робототехника и технологии (18%).
Исследование охватывает период 2024-2025 годов и основано на анализе более 6 тысяч публикаций в русскоязычных социальных сетях.
Сегодня дети физически не способны концентрировать внимание дольше 5 минут из-за привычки к коротким видео (15-30 секунд) и постоянной смене визуальных стимулов, отмечается в исследовании Brand Analytics. Это создает серьезные вызовы для создателей образовательного контента, которые должны адаптировать форматы под эти особенности восприятия.
Современные форматы контента особенно среди молодежи сильно отличаются от традиционных, продолжил дискуссию референт Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Владимир Костеев.
«Короткие вертикальные видео и мини-сериалы набирают популярность, но не менее важны и игры, а также каналы в социальных сетях и мессенджерах. Сегодня уже существуют механизмы поддержки авторов, блогеров, важно эти инструменты максимально использовать. Однако следует развивать механизм создания контента в новых форматах и средах», — убежден референт Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.
По мнению советника генерального директора Института развития интернета Ильи Фабричникова, популяризировать образ ученого среди юного поколения можно, например, через приключенческие сюжеты. В том числе — через героизацию ученых и медиков, разрабатывающих вакцину от Covid-19.
Вместе с тем, существует дефицит сценаристов в России, которые готовы глубоко и качественно погрузиться в тему, чтобы реализовать кинопроект с научных сюжетом, сообщил Фабричников.
По данным опроса компании Wanta Group, наибольшее число россиян предпочли бы видеть в российских сериалах главными персонажами врачей — такой ответ дали 35% респондентов. Ученые — на втором месте с результатом 32%, а на третьем — блогеры (17%). Интересно, что среди респондентов 12-17 лет блогеры разделили первое место с врачами (31%). Если анализировать образ ученых в уже вышедших кинофильмах и сериалах, то у большинства россиян, по данным исследования, он ассоциируется такими качествами, как ум и образование (45%), а также целеустремленность (22%).
«Исследование показало, что на фоне других популярных на экране профессий, например, медиков, учителей, следователей, образ ученого для зрителей очень скудный и сухой. Однако молодежь сейчас привлекают «обычные» люди, они не обязательно должны быть героями. Данные говорят, что поколению альфа важно наличие хорошей семьи и баланс работы и личной жизни. Более яркий и жизненный образ ученых на экране, сделает их более близкими и интересными молодежи», — отметила генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль.
Опрос проводился среди респондентов в возрасте старше 12 лет, выходящих из кинозалов после просмотра фильмов в период с 9 по 12 октября 2025. В нем приняли участие 1000 человек из городов-миллионников.
Директор S+ Консалтинг Михаил Фаткин убежден, что фокус на молодой аудитории должен стать приоритетом для страны:
«В условиях геополитических изменений и постоянного санкционного давления очевидно: недружественные страны будут максимально ограничивать доступ России к современным технологиям. В таких реалиях вопрос научного суверенитета — это не академическая дискуссия, а элемент стратегической безопасности и конкурентоспособности страны. Сохранить и закрепить лидерские позиции возможно только с развитием собственных научных компетенций и последовательной кадровой политики. Наука — это фундамент независимости. Поэтому приоритет государственной и корпоративной политики должен быть четко смещен в сторону привлечения и поддержки молодых ученых. Важно, чтобы понимание этой приоритетности разделяли не только дети и родители, выбирающие образовательный путь, но прежде всего — те, кто принимает решения на уровне государства и бизнеса».
Главный редактор телеканала «Наука» Алексей Резепкин рассказал, что главные конкуренты любого телевизионного формата — TikTok, игры, даже маркетплейсы, поэтому научные выпуски, набирающие свыше 10 миллионов просмотров, считаются большим успехом. Самые популярные темы — космос, фундаментальная наука и мегапроекты. По его словам, сегодня существует противоречие: упростить науку для понятности, сохраняя при этом глубину и точность. Также сегодня ученым нужно быть одновременно серьезными и при этом интересными для аудитории, а научные институты хотят сохранять фундаментальность в том числе в паблике. Идеальный результат — сделать науку не отдельной областью жизни, а частью повседневности, чтобы она эмоционально вовлекала и позволяла людям через нее самовыражаться, а не только воздействовала на разум, отметил главного редактора телеканал «Наука».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



