РБК Компании

Где деньги в IT-проектах? Как считать ROI от цифровой трансформации

Рассказываем, как повысить рентабельность инвестиций в технологии
Где деньги в IT-проектах? Как считать ROI от цифровой трансформации
Источник изображения: Freepik.com
Филипп Васякин
Филипп Васякин
Финансовый директор

Опыт в финансовой экспертизе 15+ лет

Подробнее про эксперта

Внедрение цифровых решений для бизнеса способствует оптимизации внутренних процессов компании, позволяет снижать time-to-market и сокращать операционные расходы. Однако, одного внедрения решений недостаточно — важно понимать, насколько оправданы вложения. Ключевой показатель здесь ROI — коэффициент возврата инвестиций. 

О том, как правильно оценивать рентабельность IT-проектов, рассказывает финансовый директор Группы компаний «‎Цифровые привычки» Филипп Васякин. 

Что такое ROI и зачем рассчитывать

ROI (Return on Investment, или «возврат инвестиций») — финансовый показатель, который помогает понять, насколько прибыльными оказались инвестиции в IT-проект. Расчет этого показателя дает возможность компаниям увидеть реальную картину бизнеса и оценить целесообразность вложений в цифровые технологии. Грамотно рассчитанный ROI позволяет:

  • принимать обоснованные решения о том, куда направить инвестиции, чтобы достичь максимальной прибыли;
  • измерять эффективность — оценивать, какие проекты приносят наибольшую прибыль;
  • сравнивать рентабельность различных IT-проектов между собой с учетом рисков. 

Формула для расчета ROI простая: она представляет собой соотношение общего эффекта от автоматизации к объему вложений.

ROI = (Доход от проекта — Расходы на проект) / Расходы × 100%

Но, как показывает практика, сложность возникает в другом — в выборе корректных критериев для расчета. 

Что влияет на ROI в IT-проектах

Чтобы объективно оценить эффективность инвестиций в цифровые решения, важно учитывать не только прямые затраты, но и косвенные параметры, влияющие на конечный результат. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Эффект от автоматизации. Оцените, насколько изменилась ситуация в компании после внедрения IT-решения: сократилось ли время на выполнение задач, повысилось ли качество услуг или клиентского сервиса.
  • Стоимость лицензий. Лицензионные расходы сами по себе не показательны — важно анализировать их в контексте полученных выгод от внедрения решения: например, рост выручки или сокращение затрат на другие ресурсы.
  • Совокупная стоимость владения ПО (Total cost of ownership). Включает затраты на покупку, внедрение, поддержку, обучение и обновление программного обеспечения. Без учета совокупной стоимости владения ROI может быть искажен.
  • Время согласования. Если продукт проходит слишком много согласований, то увеличивается его time-to-market, а значит, снижается рентабельность. Чтобы инвестиции в проект были оправданными, стоит заранее оптимизировать процесс принятия решений и устранить избыточную бюрократию.

Как повысить ROI от цифровой трансформации

По данным McKinsey & Company, более 90% компаний уже находятся на пути цифровой трансформации. Технологии позволяют бизнесу улучшать качество сервиса и продуктов, усиливать аналитику и масштабироваться. Цифровые компетенции становятся нормой: по данным опроса, который провели в Массачусетском технологическом институте, 93% сотрудников различных отраслей отмечают, что владение цифровыми инструментами критически важно для успешного выполнения своих обязанностей. 

Однако для повышения рентабельности важны не только инвестиции в цифровизацию и соответствующие навыки. Необходима комплексная переоценка подходов к управлению, процессам и корпоративной культуре.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут увеличить окупаемость проекта:

  • Информируйте команду о внедрении новых технологий. Если сотрудники не знают о новых инструментах и не понимают, как их использовать, эффективность вложений снижается. При этом чем больше людей затрагивает трансформация, тем выше окупаемость от вложений. Важно своевременно коммуницировать изменения и обучать персонал работе с новыми решениями.
  • Не пренебрегайте этапом проверки гипотезы. Часто руководители стараются как можно скорее запустить проект, не тратя время на пилотное тестирование. Такой подход может привести к провалу, поэтому, прежде чем выводить продукт на рынок, имеет смысл разработать MVP — минимально жизнеспособную версию, чтобы протестировать ключевые идеи. Эксперты ГК «‎Цифровые привычки» сопровождают компании на этом этапе — от сбора фидбэка до корректировки стратегии вывода.
  • Оценивайте технологии с точки зрения рентабельности. Важно смотреть, какую пользу в экономическом смысле дает продукт, и как это отражается на общих результатах компании. 
  • Используйте облачные сервисы. Это помогает избегать скрытых расходов, связанных с обслуживанием, обновлениями и безопасностью локального оборудования и делает модель владения прозрачнее и управляемее.
  • Унифицируйте программное обеспечение. Наличие разного софта в различных отделах требует ощутимых затрат на обслуживание. Унификация ПО для всех подразделений компании позволяет не только сокращать затраты на его внедрение и использование, но и оптимизировать бизнес-процессы. 

Сегодня, когда рынок наращивает свои обороты, а его игроки становятся все более конкурентоспособными, особенно важно не просто инвестировать в цифровую трансформацию, но и оценивать, как внедренные решения влияют на бизнес-результаты. Регулярный пересмотр стратегии, вовлеченность команды и грамотная оценка эффективности каждого решения позволяют сделать цифровую трансформацию источником устойчивого роста и прибыли.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия