Цифровизация в ритейле: актуальные тренды, решения, импортозамещение
Внедрение автоматизации и аналитики позволяет розничным компаниям сократить затраты и увеличить прибыль, а также повысить уровень обслуживания клиентовВ 2022 году совместно с рядом предпринимателей и топ-менеджеров основал компанию JVO, став резидентом «Сколково» и членом Московского инновационного кластера.
В последние годы ритейл становится все более технологичным сектором. Крупные розничные сети активно вкладываются в цифровизацию, чтобы повысить свою эффективность и улучшить клиентский опыт. Инвестиции в цифровые технологии могут достигать 5% от выручки компаний, что подчеркивает значимость этих вложений для их бизнес-моделей.
Современные ритейлеры разрабатывают собственные IT-решения и внедряют передовые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы оптимизировать различные аспекты своей деятельности. Внедрение ИИ помогает в прогнозировании спроса, управлении запасами и анализе данных о покупательских предпочтениях. Это также позволяет улучшать логистику и обеспечивать более точные и эффективные маршруты доставки.
Таким образом, инвестиции в цифровые технологии становятся не просто трендом, а необходимостью для успешного ведения бизнеса в современном ритейле. О том, как развивается отрасль в этом направлении, поговорили с сооснователем и генеральным директором JVO Максимом Логиновым.
Обозначьте основные тренды цифровизации в российском ритейле за последний год. Как меняется цифровой контур компаний и почему?
Традиционный ритейл остро конкурирует с дарксторами. «Самокат» и «Яндекс Лавка» привозят те же самые продукты быстрее, чем собственная доставка сетей. Покупателям проще понажимать кнопки в смартфоне, чем идти в ближайший супермаркет. Устаревшая модель потребления в виде шоппинга по торговым центрам меняется и для непродовольственной розницы.
Растут маркетплейсы и в целом e-com-ориентированные подходы в торговле. В обычном магазине покупатель полагается на то, как мерчендайзер выложил товар: торговые полки не позволяют сделать выкладку одинаково удобно для всех. А на интернет-площадке выдачу товаров по запросам определяет ранжирование алгоритмов маркетплейса, перед которым все равны.
С ростом дарксторов и внедрением ИИ-решений покупки станут все более персонализированными. Ритейл идет по пути Netflix: когда-то это был сервис проката видеокассет, потом компакт-дисков, а сегодня — стриминговая платформа с персонализированными предложениями. Скоро онлайн-магазины будут выдавать потребителю ту ассортиментную матрицу, которую он ожидает, и сами начнут формировать корзину, исходя из периодических покупок по среднему чеку. С незаметным, но постоянным повышением этого чека.
Повсеместное внедрение умного управления поставками и продвинутой аналитики в маркетинге. Логистика — это боль традиционного ритейла, которую смог успешно преодолеть e-commerce. Решения из сферы онлайн-розницы внедряют в торговые процессы офлайн-сети.
Динамическое управление ценами по примеру маркетплейсов. Пока супермаркеты не могут менять цену по нескольку раз в день. Но сейчас появились электронные ценники, которые позволяют мгновенно управлять ценообразованием по всей сети и экономить миллиарды. Отсюда следует тренд на умное управление ценой с помощью ИИ, которое будет учитывать различные факторы, сможет их обрабатывать и корректировать итоговую стоимость.
С какими вызовами сталкивается отечественная торговля при внедрении цифровых решений?
С внедрением универсальных цифровых решений крупные сети проникают буквально в каждый уголок страны. Рынок растет за счет покупки крупными сетями маленьких сельских магазинчиков, внедрения единых поставщиков и стандартов. Для регионального малого бизнеса это удар. Но появляются новые возможности: как вариант, открыть ПВЗ маркетплейса или магазин на одной из интернет-платформ.
У дарксторов также все преимущества: экономия на аренде, торговых залах, персонале, коммуналке. Неограниченные возможности эффективного управления логистикой и поставками по самым современным решениям. Но даже у гигантов не всегда получается развивать собственные продуктовые дарксторы. Wildberries пытается освоить этот рынок, но из-за слишком обширной зоны покрытия сделать это пока не получается.
Зато дарксторы давно развивает Ozon, чей ИИ анализирует, где что покупают, в каком месте часто заказывают и привозят этот товар все ближе к потребителю на рекуррентной основе. Подход, когда бизнес-операции с продуктом максимально приближают к потребителю — ниашоринг (nearshoring) — тренд во всем мире.
При этом «Самокат» и «ЯндексЛавка» не развиваются строго как дарксторы, а на уровне бизнес-модели пользуются гибридной схемой, когда курьеры по дороге к клиенту закупаются в сетевых офлайн-магазинах. Зато дарксторы развивает, например, «Перекресток», освободивший онлайн-супермаркет «Впрок» от привязки к офлайн-точкам.
Что с импортозамещением? Предлагают ли технологии и разработки компании из Китая и других стран?
В России мощная система IT, но нет своей дешевой электроники, и конкурировать в ее производстве с Китаем часто нет смысла. Поэтому, например, цифровые ценники станут приходить к нам из Китая, но управлять ими непосредственно в магазинах будут чисто российские софтверные решения.
Насколько часто для цифровизации ритейлеры привлекают аутсорсинг ИТ-услуг? В каких сферах?
Поставщики облачных IT-продуктов для интернет-рынков и технологических компаний успешно адаптируются под потребности ритейла. Это складские операции, доставка, учет товара и работа торгового зала. Видеонаблюдение и умные датчики, работа с маркировкой и интеллектуальные системы безопасности. Очень большие перспективы у систем advanced-аналитики для ритейла. ИИ способен решить задачи и предоставить выборку по таким гигантским данным, на обработку которых не способны целые отделы аналитиков.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети