РБК Компании

Как встроить систему допобразования в школьную программу

Чтобы дополнительное образование не являлось раздражающей нагрузкой и было интересно самим ученикам
Как встроить систему допобразования в школьную программу
Источник изображения: Личный архив школы «Новый взгляд»
Софья Антонова
Софья Антонова
Заместитель директора по внеурочной деятельности и дополнительному образованию

Запускала федеральный акселератор для школьников «Технолидеры будущего». Руководила проектами в сфере детских международных и российских лагерей, в т. ч. в МДЦ «Артек»

Подробнее про эксперта

Школьное образование — это основа, на которой строится будущее каждого ребенка. Однако стандартная урочная программа не всегда учитывает интересы самого школьника, а также важные аспекты развития личности: умение понимать свои интересы, познание себя через дело, умение делать выбор и нести за него ответственность.  

Как же сделать дополнительное образование частью школьной программы таким образом, чтобы оно стало интересным и полезным для учеников, а не воспринималась как дополнительная нагрузка.

Разнообразие форм урочной и внеурочной деятельности 

Один из ключевых способов интеграции дополнительного образования в основную программу — это использование практических занятий. Например, после изучения темы по биологии ученики могут отправиться на экскурсию в природный парк или музей, где смогут увидеть живых представителей изученных видов. 

Для организации практических занятий не обязательно выезжать за пределы школы, можно приглашать деятелей индустрий, ученых, спортсменов в школу с мастер-классами, ворк-шопами и уроками -лабораториями. Это не только закрепит теоретические знания, но и сделает занятия запоминающимся и увлекательным.

Например, после изучения насекомых в рамках курса биологии школьники посещают энтомологический музей, где могут рассмотреть различные виды жуков под микроскопом, узнать о их роли в экосистеме и даже поучаствовать в мастер-классе по созданию макетов насекомых.

Использование современных технологий, асинхронное обучение и персонализированный трек 

Технологии открывают новые возможности для обучения. Онлайн-курсы, виртуальные лаборатории, симуляторы и образовательные игры делают процесс обучения интерактивным и увлекательным. Кроме того, доступ к онлайн-ресурсам позволяет ученикам изучать дополнительные материалы по интересующим их темам в удобное время. Интеграция таких курсов в основную программу сделает обучение более гибким и персонализированным.

Каждый ученик уникален, и подход к обучению должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Введение индивидуальных образовательных траекторий позволяет адаптировать обучение под потребности и интересы конкретного ученика, интегрировать элементы дополнительного образования в основную программу, учитывая интересы ученика. 

Например, школьники могут использовать виртуальную реальность для изучения анатомии человека, путешествуя внутри организма и рассматривая органы и ткани в трехмерном пространстве. Это не только делает уроки интереснее, но и помогает лучше усвоить материал. А дополнительные материалы по изучению анатомии вынесены на онлайн платформу для самостоятельного изучения. 

Проектная деятельность

Проектная деятельность в школе — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. 

Проектная работа позволяет учащимся применять полученные знания на практике и развивать творческие способности. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, краткосрочными или долгосрочными, но главное — они могут быть связаны с основной программой, а могут реализовываться на тему, интересную ученику. Часто проект лежит на стыке дисциплин, помогая ученику не только использовать полученные знания, но и приобретать новые навыки. 

Например, ученики создают магазин школьного мерча на базе школы — здесь важно провести анализ подобных предложений в других школах, опросить учеников, придумать перечень товаров на продажу, разработать дизайн, просчитать экономику, найти поставщиков. Для работы над проектом ученикам потребуются знания:  и математики, и экономики, и творческие навыки, и работа с компьютером, и, конечно, интерес к выбранной теме проекта! 

Образовательные путешествия 

Образовательные путешествия — это прекрасный способ расширения кругозора и получения новых знаний, который выходит за рамки учебного класса. К образовательному путешествию готовятся не только организаторы, но и сами участники поездки. У такого путешествия всегда есть образовательная программа и цель. 

Вот несколько причин, почему такие поездки имеют огромное значение:

  • Теория в действии: увидеть Колизей? Северное сияние или китов в естественной среде обитания? Уроки оживают за границами школы, превращая страницы учебников в жизнь. 
  • Социальные навыки и командная работа: в путешествиях приходится не только общаться, но и вести вместе быт. 
  • Новые роли: педагог по биологии знает названия растений и ягод, а еще отлично играет на гитаре и плавает быстрее всех. Миша Баранкин всегда любил спорт, а сейчас с удовольствием изучает растения и ягоды с учителем. Привычные школьные роли остаются в классе, а в путешествии можно раскрыть и в себе и других участниках выезда новые грани. 
  • Развитие самостоятельности и ответственности: школьнику нужно как минимум заботиться о себе самому — соблюдать личную гигиену, следить за чистотой одежды. (Именно этим навыкам, кстати, учат детей в детских лагерях). 

Взаимодействие с индустриальными партнерами 

Современная школа сталкивается с необходимостью подготовки учеников к жизни в условиях быстро меняющегося мира. 

Сотрудничество школы с индустриальными партнерами — это важный шаг к обеспечению качественного разнообразного образования, соответствующего требованиям современного общества. Оно позволяет подготовить выпускников, готовых к успешной профессиональной деятельности, и создает условия для непрерывного совершенствования учебного процесса. 

Преимущества сотрудничества с индустрией

  • Практическая подготовка учащихся. Индустриальные партнеры предоставляют уникальную возможность учащимся получить практические знания и навыки, которые невозможно приобрести исключительно в рамках школьных уроков. Например, студенты могут проходить стажировки на предприятиях, участвовать в реальных проектах и решать актуальные производственные задачи. Это помогает ученикам лучше понимать связь между теоретическими знаниями и практическим применением, а также развивает профессиональные компетенции.
  • Актуализация учебных программ. Взаимодействие с представителями индустрии позволяет школам оперативно обновлять учебные программы, включая в них самые современные технологии и подходы. Партнерство дает доступ к передовым разработкам и трендам, что делает образование более актуальным и востребованным на рынке труда.
  • Мотивация учащихся. Работа над реальными проектами и взаимодействие с профессионалами мотивируют школьников. Они видят перспективу карьерного роста и понимают, насколько важны полученные знания. Такое сотрудничество помогает формировать осознанный выбор профессии и повышает интерес к обучению.
  • Развитие инфраструктуры. Индустриальные партнеры часто оказывают поддержку в модернизации материальной базы школы: оснащении лабораторий, классов и мастерских современным оборудованием. Это способствует созданию комфортной и технологичной образовательной среды.
  • Поддержка учителей. Сотрудничество с предприятиями открывает возможности для повышения квалификации педагогов через участие в тренингах, семинарах и обмене опытом с экспертами отрасли. Это улучшает качество преподавания и укрепляет связи между школьным образованием и профессиональным сообществом.
  • Социальное партнерство. Школа становится частью местного сообщества, активно взаимодействуя с бизнес-средой. Это создает дополнительные возможности для социальных проектов, волонтерской деятельности и развития корпоративной социальной ответственности (КСО). 

Встроенная система дополнительного образования может стать мощным инструментом для повышения качества школьного обучения, если она будет грамотно интегрирована в основную программу. Важно, чтобы дополнительные занятия были интересными, практическими и соответствовали интересам самих учеников. Только тогда они будут воспринимать их не как дополнительную нагрузку, а как возможность расширить свои знания и развить полезные навыки

Включение элементов дополнительного образования в школьную программу способствует формированию целостной картины мира у школьников, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося современного мира.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
29 января 2020
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, пер. 1-Й Шибаевский, д. 4
ОГРН
1207700030163
ИНН
9704010690
КПП
770401001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия