РБК Компании

Деньги решают: почему материальная мотивация — это тупик для лидеров

Какова роль руководителя в системе мотивации персонала: материальные и нематериальные стимулы
Деньги решают: почему материальная мотивация — это тупик для лидеров
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «DALL-E 3»
Олеся Новоселова
Олеся Новоселова
Директор по персоналу компании «Мебель братьев Баженовых»

Увлеченный HR, реактивный и проактивный рекрутер

Подробнее про эксперта

Эффективный руководитель играет ключевую роль в создании и поддержании мотивирующей рабочей среды. Он использует как материальные, так и нематериальные стимулы для своей команды, опираясь на следующие качества:

  • Решительность и понимание потребностей: руководитель, способный принимать решения, также должен уметь анализировать потребности и ожидания каждого члена команды. Он определяет, какие материальные стимулы (премии, бонусы, повышение зарплаты, дополнительные льготы) будут наиболее эффективными для конкретных сотрудников, а также понимает, когда и как их правильно применять
  • Эмоциональный интеллект и вовлечение: Развитый эмоциональный интеллект позволяет руководителю формировать нематериальную мотивацию, что включает в себя:
  1. признание заслуг: для многих сотрудников важна публичная похвала и освещение их вклада в общий успех
  2. создание позитивной атмосферы: формирование доверительных отношений, где каждый чувствует себя ценным и уважаемым
  3. предоставление возможностей для развития: понимание, что профессиональный рост и обучение являются важными нематериальными стимулами
  • Гуманизм и поддержка: руководитель, который ценит свою команду, создает такую атмосферу, где каждый чувствует поддержку не только в профессиональных, но и в личных вопросах. Поддержка, сочувствие, внимание к нуждам сотрудников являются мощными нематериальными мотиваторами.
  • Адаптивность и открытость: руководитель, готовый к изменениям, также должен быть открыт к обратной связи от сотрудников и готов адаптировать систему мотивации к их меняющимся потребностям. Это может означать изменение соотношения материальных и нематериальных стимулов, в зависимости от ситуации и команды.
  • Ответственность: руководитель несет ответственность за то, чтобы система мотивации была справедливой, прозрачной, эффективной. Он должен следить за тем, чтобы все члены команды имели равные возможности для получения как материальных, так и нематериальных поощрений

Эти качества в совокупности формируют лидера, способного вести команду к успеху. К сожалению, в большинстве компаний мотивация персонала сводится к банальным финансовым поощрениям. Руководители часто полагают, что деньги — универсальное решение, и действительно, на короткой дистанции это может работать. Но, как показывает практика, сотрудники быстро привыкают к уровню дохода и начинают хотеть больше, теряя первоначальный стимул. По-настоящему устойчивую мотивацию обеспечивает нематериальная мотивация, работа с которой требует не только усилий, но и определенного набора навыков, которыми, к сожалению, владеет далеко не каждый руководитель.

Осенью 2024 года рекрутинговая компания Marksman провела исследование «Мотивация персонала на российском рынке труда», результаты которого показали, что сегодня два из трех (65%) сотрудников российских компаний готовы рассмотреть предложения о смене работы. Среди основных причин, побуждающих к смене работодателя — размер зарплаты (34%), отсутствие возможностей для развития (29%) и карьерного роста (25%), несовпадение ценностей компании с личными (23%), отсутствие обучения (18%). Другими причинами стали отсутствие гибкого графика (12%), неудовлетворительные условия работы (11%). Надо ли объяснять, что материальная мотивация не должна и не может играть ключевую роль в «удержании» сотрудников.

Рассмотрим наиболее эффективные виды нематериальной мотивации, на примере грузчиков склада, учитывая специфику их работы.

1) Признание и похвала

  • Публичная похвала: выражение благодарности и признания за хорошо выполненную работу на общих собраниях или в виде объявлений на доске почета.
  • Индивидуальная благодарность: личное обращение руководителя к работнику, подчеркивающее его вклад и профессионализм.
  • Отзывы от коллег: создание атмосферы, где коллеги могут выражать друг другу признательность за помощь и поддержку.
  • «Работник месяца»: организация конкурса или системы поощрений для лучших сотрудников, с вручением символической награды.

2) Возможности для развития и роста:

  • Обучение и повышение квалификации: предложение курсов или тренингов, связанных с улучшением профессиональных навыков (например, по безопасному обращению с оборудованием, складской логистике).
  • Возможность карьерного роста: четкое понимание перспектив повышения (например, до старшего грузчика, бригадира, кладовщика).
  • Ротация на другие участки: предложение возможности попробовать себя на разных участках склада, для разнообразия и развития.
  • Наставничество: назначение опытных сотрудников наставниками для новичков, что также повышает статус и значимость первых.

3) Улучшение рабочей среды:

  • Комфортные условия труда: обеспечение достаточного освещения, вентиляции, наличие зон отдыха и раздевалок, с возможностью переодеться и отдохнуть.
  • Современное оборудование: использование более эргономичных и эффективных инструментов и техники (погрузчики, тележки и т.д.) для облегчения физической нагрузки.
  • Организация порядка: наведение порядка на складе, что снижает стресс и облегчает рабочий процесс.
  • Питьевая вода и перерывы: обеспечение доступа к питьевой воде и регламентированные перерывы для отдыха.

4) Вовлечение и участие:

  • Регулярные опросы и сбор обратной связи от сотрудников, для улучшения рабочих процессов и условий труда.
  • Участие в принятии решений: вовлечение грузчиков в обсуждение вопросов, касающихся организации работы на складе.
  • Командные мероприятия: организация совместных мероприятий (например, спортивные соревнования, тимбилдинги), которые способствуют сплочению коллектива.
  • Информирование о целях: четкое понимание сотрудниками целей компании их роли в их достижении.

5) Гибкость и уважение

  • Гибкий график: рассмотрение возможности гибкого графика работы, где это возможно.
  • Индивидуальный подход: уважение к личным обстоятельствам сотрудников и учет их потребностей.
  • Открытая коммуникация: создание атмосферы, где сотрудники могут свободно выражать свои мнения и идеи.
  • Своевременная обратная связь: Оперативное информирование сотрудников о результатах их работы и изменениях в компании.

Все эти принципы нематериальной мотивации подходят не только для грузчиков, их можно применить в работе с каждым сотрудником любого подразделения. Используя эти методы нематериальной мотивации, можно создать более позитивную и продуктивную рабочую среду, что в конечном итоге скажется положительно на вовлеченности сотрудников и их результатах работы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
22 сентября 2014
Уставной капитал
10 000,00 ₽
Юридический адрес
обл. Кировская, г. Киров, ул. Московская, д. 181, помещ. 1006
ОГРН
1144345022546
ИНН
4345396664
КПП
434501001
Среднесписочная численность
3 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия