РБК Компании
Главная Grechka Media 21 марта 2025

Media Relations на Ближнем Востоке и в странах GCC: что нужно знать

Ближний Восток — динамичный и многослойный регион, где работа со СМИ и запуск PR-кампаний требуют знания множества нюансов
Media Relations на Ближнем Востоке и в странах GCC: что нужно знать
Источник изображения: freepik.com
Иван Дробышев
Иван Дробышев
Основатель и генеральный директор международного PR-агентства Grechka Media

Карьеру начинал в качестве журналиста. В 2015 году основал коммуникационное агентство Grechka Media. Компания работала с Uber, Яндекс, Yota, Сколково. В 2021 году агентство вышло на Ближний Восток.

Подробнее про эксперта

Часто PR воспринимают как создание контента и работу с социальными сетями, но без выстроенных отношений со СМИ добиться успеха сложно в любом регионе. Руководитель международного агентства Grechka Media Иван Дробышев поделился принципами работы со СМИ на Ближнем Востоке.

Ближний Восток — фокус на GCC

Ближний Восток — это крупный регион с разными странами, культурами и медиапейзажами. Однако в контексте бизнес-коммуникаций основное внимание, как правило, сосредоточено на странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) — ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, Омане и Бахрейне. Так, наибольшее количество стартапов в регионе работает в ОАЭ (прим. 5600), а следом идет Саудовская Аравия, недавно ворвавшаяся в стартап-гонку (прим. 1600 компаний). Наибольшее количество инвестиций такие компании получают также в ОАЭ, Саудовской Аравии и Катаре — вместе больше 1,9 миллиарда долларов по итогам 2024 года. 

Эти страны объединяет высокий уровень экономического развития, амбициозные национальные инвестиционные программы и активный интерес к международному бизнесу. Однако медийная среда здесь весьма уникальна и требует особого подхода.

Принципы работы прессы в регионе

На первый взгляд работа с медиа в GCC может показаться схожей с европейскими или американскими подходами, но есть несколько ключевых отличий.

Уважение к официальным структурам и религии

Пресса в ОАЭ и Саудовской Аравии придерживается строгих правил по освещению тем, связанных с политикой, религией и культурными нормами. Любая коммуникация должна учитывать местные законы и ценности. Сам факт получения комментария или экспертного мнения может требовать одобрения на уровне главного редактора. Так, 13 мая 2022 года скончался правитель ОАЭ Халифа ибн Заид Аль Нахайян. В стране был объявлен государственный траур на три дня, который касался государственных учреждений и государственных медиа, однако в солидарность с решением большинство развлекательных мероприятий были отменены на несколько недель вперед. 

Деловая пресса как инструмент влияния

Бизнес-издания здесь играют более активную роль в формировании деловой среды. Журналисты часто предпочитают получать эксклюзивные комментарии от первых лиц компаний, а стандартные пресс-релизы нередко игнорируются. 

Если вы откроете свеженапечатанный известный деловой журнал, то увидите множество advertorials — рекламных статей, которые скрываются под видом редакционного материала. Официальная покупка интервью или обзорных статей — частый запрос от местных компаний, однако это не исключает возможность органического попадания даже в самые популярные издания. 

«Виральные» новости и язык контента 

«Виральные» инфоповоды, то есть новости с высоким потенциалом для распространения редко удается запустить автоматически, за пару кликов в почте или мессенджере. На Ближнем Востоке, как правило, необходимо активно работать с журналистами и редакциями, чтобы обеспечить широкий охват для запуска. В среднем в регионе таких публикаций вдвое меньше по сравнению с Россией.

Хотя английский остается основным языком делового общения, важные публикации часто переводят на арабский, особенно если речь идет о работе с местной аудиторией.

Каждое медиа надо отдельно питчить

Медиапространство в регионе весьма фрагментировано, поэтому подход «один релиз для всех» редко срабатывает. Журналисты ценят персонализированные подходы и эксклюзивные материалы.

Негативные новости могут противоречить законодательству

Негативные публикации о компаниях или недостоверные новости о критически важных отраслях могут нарушить местные законы. Так, в ОАЭ существует закон о дезинформации, по которому в стране недопустимо распространять слухи. Нарушение этого закона приведет к серьезным юридическим последствиям. Важно тщательно анализировать риски перед запуском контента, который может трактоваться как негатив, ведь подобные новости противоречат правилам деловой этики, принятым в регионе.

Кейсы российских компаний в странах GCC, за которыми можно следить

Yango в ОАЭ

Выход сервиса Yango на рынок ОАЭ сопровождался масштабной PR-кампанией, включая эксклюзивные интервью с топ-менеджментом, активное взаимодействие с арабоязычными медиа и привлечение местных инфлюенсеров. Такой подход позволил российскому бренду добиться значительного охвата и укрепить позиции на новом рынке. Сегодня в Эмиратах вы встретите не только уже привычное такси Yango, но еще и адаптированный под местные дороги навигатор и даже голосового арабоязычного помощника Yasmina.

Flowwow в GCC

Платформа Flowwow, специализирующаяся на доставке цветов и подарков, успешно вышла на рынок GCC благодаря грамотной PR-кампании. Упор на локальные праздники, партнерство с местными брендами и продвижение через lifestyle-издания помогли компании быстро завоевать популярность.

Dodo Pizza в Дубае

Dodo Pizza грамотно адаптировала свою коммуникационную стратегию под рынок ОАЭ. Привлечение местных блогеров, запуск кампаний в арабоязычных медиа и акцент на технологичность сервиса позволили бренду выделиться на конкурентном рынке.

Работа с медиа на Ближнем Востоке и в GCC требует гибкого подхода и внимания к деталям. Стратегии, успешные на российском рынке далеко не всегда работают в регионе без адаптации. Выстраивание долгосрочных отношений, знание культурных норм и умение предлагать журналистам эксклюзивные истории — ключевые факторы успеха.

Если вы планируете выход на этот рынок, уделите особое внимание персонализированным коммуникациям и готовности адаптировать контент под местную аудиторию. Media relations здесь — это не просто работа с прессой, а полноценное искусство налаживания связей и выстраивания доверия.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
21 декабря 2021
Уставной капитал
100 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Тверской, пер. Столешников, д. 6, стр. 3, офис 203
ОГРН
1217700625482
ИНН
9710094497
КПП
771001001
Среднесписочная численность
1 сотрудник
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия