РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку
Главная Эвотор 25 апреля 2025

Gain-loss в FMCG: куда уходят и откуда приходят покупатели

Разбираемся, как FMCG-компании могут использовать gain-loss анализ с новыми данными и инструментами Big Data и ИИ для повышения продаж
Gain-loss в FMCG: куда уходят и откуда приходят покупатели
Источник изображения: Личный архив компании
Полина Тюрина
Полина Тюрина
Руководитель big data ИТ-компании «Эвотор»

Опыт работы в сфере ИТ-проектов на основе BigData более 7 лет

Подробнее про эксперта

За последние 10 лет за счет кассовой реформы, введения маркировки, проникновения безналичного оборота у FMCG-производителей появилось огромное количество новых каналов получения информации и новых данных для анализа продаж. И обидно было бы ими не пользоваться. Рассказываем о таком традиционном для международных компаний инструменте как gain-loss анализ, но с учетом новых возможностей big data и ИИ.  

Что такое gain-loss анализ в FMCG

Это исследование объема покупок, который продукт теряет и приобретает при изменении предпочтений потребителей. В gain-loss анализе производитель отслеживает объемы по трем основным направлениям:  

  • новые и ушедшие покупатели, 
  • переключения между продуктами, 
  • сокращение и расширение потребления.

Отчет должен ответить на три вопроса:

  1. Что является источником роста или спада продаж SKU или бренда в целом? 
  2. Какие бренды / SKU подвергаются каннибализации?  
  3. Кто наши реальные конкуренты?

Анализировать можно на разных уровнях детализации: все товары производителя, конкретные бренды или даже SKU. Анализ всегда строится на сравнении двух периодов. Чтобы сравнение было корректным, периоды должны быть одинаковыми по продолжительности и учитывать сезонность. В большинстве случаев предпочтительнее, чтобы период 1 и период 2 попадали на один и тот же сезон. Например, некорректно сравнивать в сигаретах первый и третий кварталы: в 3 квартале заведомо больше потребление из-за того, что он охватывает два летних месяца, когда люди курят больше.

Объемы в отчете измеряются в натуральном выражении — в литрах / штуках / кг и т.п. Это позволяет отразить реальные изменения потребления без поправки на изменение цены.

Как традиционно проводится gain-loss анализ 

Традиционный способ потребительских исследований — на основе панели домохозяйств, когда сами покупатели регистрируют свои чеки. Преимущества такого способа в его «омниканальности». В анализе отражаются все места и способы покупок: онлайн и офлайн магазины, наличные и безналичные платежи. Но и минусы панельных исследований общеизвестны. 

Во-первых, выборка имеет значительный перекос ― в нее попадают только респонденты, согласившиеся регистрировать свои чеки за материальное вознаграждение.

Во-вторых, невозможно проверить принадлежность чеков, а также все ли свои чеки регистрирует покупатель или только те, которые считает нужным.

В-третьих, у таких панелей фрагментарный охват по географии, совсем не охвачены малые населенные пункты.

Чем отличается gain-loss на больших данных от традиционной аналитики

Gain-loss анализ можно проводить, используя данные сетей, или по обезличенным, очищенным данным из чеков с безналичной оплатой. Данные чеков агрегируются по покупателям, по каждому уникальному ID формируется потребительская корзина и определяются базовые признаки по группам: пол, возраст, доход (в диапазонах). На основе этого собирается панель. В Эвоторе, например, используется собственная аналитическая платформа Evo People Panel. 

Анализ на базе фискальных данных более гибкий и нивелирует минусы традиционного. Выборка панелистов случайная и всеобъемлющая, а не только конкретные потребители. Данные поступают в режиме онлайн — можно быстро оценить, например, результаты запуска новинки, не дожидаясь, когда проведут опрос или обработают данные для исследования. И данных действительно много: аналитику можно проводить не на сотнях или тысячах потребителей, как раньше, а на десятках и даже сотнях тысяч, кроме того, можно позволить себе более гибкую настройку параметров. Причем эти данные фактические, а не то, как клиент представляет себе или показывает свое потребление. 

Что можно увидеть с помощью gain-loss анализа на конкретных примерах

Возьмем для примера выдуманного производителя «Волшебные сады», который замечает снижение продаж по одному из своих ключевых SKU — яблочному соку. В чем может быть причина? Какие варианты можно предположить:

  1. Категория в целом становится менее популярной у покупателей, они переходят на другие напитки: энергетики, газировку, воду.
  2. Потребители не ушли из категории и продолжили покупать наш SKU, но сократили потребление.
  3. Потребители не только стали меньше покупать наш SKU, но и периодически переключаются на сок другого производителя.

Если продажи SKU не падают, а наоборот, растут, то все эти три ситуации можно рассмотреть, соответственно, в обратном ключе, чтобы понять источники роста.

Мы берем выборку потребителей, которые покупали яблочный сок «Волшебные сады» в прошлом году, и смотрим на их поведение в текущем. Продолжили ли они покупать? В каком объеме? Или вообще перестали пить сок? Или ушли к конкурентам?

Вот как может выглядеть одна из частей такого исследования на практике:

Gain-loss в FMCG: куда уходят и откуда приходят покупатели

На графиках: 100% это суммарное количество рассматриваемого продукта, приобретенное панелистами за 1-ый период. 

Здесь мы видим сравнение потребления одних и тех же панелистов в два периода.  Учитывается % изменения объема продаж сока в литрах. Первый период ― с 1 марта 2023 года по 28 февраля 2024 года, второй период ―  с 1 марта 2024 года по  28 февраля 2025 года. 

Lost ― это объем (в литрах) по потребителям, которые покупали яблочный сок «Волшебные сады» в первый период, но перестали его покупать во второй. Мы видим, что во втором периоде продажи снизились на 34,25% по сравнению с первым. При этом, среди наших панелистов на 7,42% упали продажи сока как такового, не только яблочного сока «Волшебных садов».

New ― это объем покупок в натуральном выражении по потребителям, которые не покупали яблочный сок «Волшебные сады» в первом периоде, но начали его покупать во втором. Мы видим, что продажи среди новых покупателей выросли на 37,16% причем на 10,8% ― это те, кто годом ранее вообще не покупал соки.

Contraction ― это объем по потребителям, которые стали меньше покупать наш яблочный сок «Волшебные сады». Мы видим, что по этим панелистам во втором периоде объемы продаж упали на 27,65%.

Expansion ― это объем по потребителям, которые, наоборот, стали больше покупать яблочный сок «Волшебные сады». По этим панелистам объем продаж вырос на 19,05%, по сравнению с первым периодом.

Switch loss ― объемы покупок любых других соков во втором периоде по панелистам, которые в первом квартале покупали яблочный сок «Волшебные сады». Продажи конкурентов за счет наших потребителей выросли на 11,53% 

Switch gain ― объем покупок яблочного сока «Волшебные сады», по панелистам, которые в первом периоде покупали любые другие соки. Продажи нашего сока выросли на 16,56% по этим потребителям. 

Мы видим, что в общем объеме продаж нашего сока покупки новых покупателей компенсируют потерю старых. Но при этом, те, кто остаются верны нашим сокам сокращают покупку. В подробной версии отчета можно посмотреть, какие бренды или какие виды соков «сманили» наших покупателей, и наоборот, ― с какой продукции «пересели» на нашу. А также сделать и социально-демографический анализ покупателей: какие именно потребители к нам пришли, а какие разлюбили нашу продукцию. 

«Большой брат не смотрит на тебя»

Современные возможности аналитики настолько широки, что на первый взгляд могут быть даже пугающими: информацию о нашем потреблении собирают, даже когда мы просто делаем свои обычные покупки. Но на деле этими данными можно оперировать только в агрегированном и обезличенном виде, покупки отдельных покупателей никак не отражаются в отчете. Да это и никому не нужно, в аналитике важен тренд.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Все новости:

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия