Как обеспечить сохранность электрооборудования при перевозке по морю
Как удовлетворить все запросы зарубежного партнера и не уйти «в минус», если ты занимаешься производством сложных энергообъектов
Задача: спроектировать и произвести комплектные трансформаторные подстанции на напряжение 60 Гц (в России стандарт — 50 Гц), предназначенные для эксплуатации в условиях тропического климата, для которого характерны высокая влажность и высокое содержание соли в воздухе. Оборудование при этом на 80% должно состоять из российских комплектующих.
Причина: КТП потребовались для металлургического завода в Гаване, соглашение о модернизации которого было подписано между Россией и Кубой. Сдерживающим фактором для челябинского завода-производителя было отсутствие опыта в подготовке оборудования к перевозке морем, сложная логистика и связанные с этим потенциальные финансовые риски. Взяться за реализацию энергопроекта подтолкнуло желание нарастить компетенции, а также выйти на международный рынок.
При решении данной задачи специалисты Челябинского завода электрооборудования применили два подхода: первый — использовать свою сильную сторону (высокопрофессиональные инженерные кадры), второй — привлекать партнеров, обладающих опытом в малознакомой сфере (это могут быть просто консультации, либо сотрудничество на основе подряда).
Этап 1. Проектирование и производство
Проектирование оборудования по зарубежным стандартам конструкторский отдел ЧЗЭО выполнил успешно, не испытывая каких-либо сложностей. Работа подстегивалась исследовательским азартом, а «побочными эффектами» стало повышение компетенций и укрепление профессиональной самооценки сотрудников. Кстати, по мнению корпоративных психологов, успешно выполненные не рутинные, сложные проекты имеют ценность не только сами по себе — они еще работают на повышение внутрикорпоративной лояльности: сотрудники начинают гордиться тем, что являются частью суперпрофессиональной команды.
Этап 2. Подготовка к транспортировке
В вопросе обеспечения сохранности электроустановок специалисты ЧЗЭО не ограничились изучением техрегламента и международных требований к перевозкам и обратились за консультацией к своему давнему партнеру — Челябинскому компрессионному заводу, который имел опыт морских поставок, а также в компанию, специализировавшуюся на транспортировке морских грузов. Перед глазами был опыт конкурентов: аналогичное оборудование, добравшись до берегов острова свободы и простояв там непродолжительное время, не выдержало экзотического климата — металл начал «рассыпаться» из-за высокого содержания в воздухе влаги и соли.
Собрав максимально полную информацию, на ЧЗЭО разработали технологию антикоррозионного покрытия с применением пушечного сала и высчитали его оптимальную толщину. Смазочным материалом обработали все токоведущие части и болтовые соединения.
«Сама суть консервации заключается в покрытии материалов не изолирующим, а временно защитным покрытием. В его состав входит жир, затрудняющий доступ влаги, воздуха и соли к металлу, и ингибиторы коррозии — дополнительный компонент, тормозящий химическую реакцию окисления», — поясняет Руководитель отдела технического маркетинга и инноваций Михаил Недоводин.

Нестандартными, с повышенной степенью защиты от коррозии, были и корпуса электроустановок: для их изготовления использовали стальные листы, подвергшиеся горячему цинкованию. Еще одна мера обеспечения сохранности товара — установка дополнительных ребер жесткостей: все шкафы обвязали ремнями, чтобы не допустить их падения во время качки. После этого подстанции обернули в многослойную пленку и поместили в деревянные короба с противогрибковой пропиткой. Изготовление коробов в строгом соответствии с международными правилами занимался подрядчик — местная, челябинская, компания.
Высокие риски, связанные с доставкой, подтолкнули ЧЗЭО к еще одной идее — использовать индикаторы ударов груза. На первый взгляд решение очевидное, однако до этого такие датчики завод не устанавливал. Новшество впоследствии закрепилось в обычной практике предприятия.

Этап 3. Документация
Доставка оборудования на Кубу в зону ответственности челябинского завода не входила — этим занимался сам заказчик как участник ВЭД. А вот подготовка документации для оформления сертификата СT1 легла на плечи производителя. Это документ, который подтверждает страну происхождения товара и выдается Торгово-промышленной палатой России. Для того, чтобы его получить, необходимо подтвердить, что не только готовое оборудование, но и 60 % его комплектующих в ценовом эквиваленте товара произведено на территории России.
«Специфика получения сертификата СT1 заключается в том, что нужно подтвердить не только то, что ты отечественный производитель, но и то, что ты производишь из отечественных комплектующих. Соответственно, перед нами стояла задача собрать всю разрешительную документацию, техусловия, паспорта, сертификаты не только с нашей стороны, но и с поставщиков», — рассказал Операционный директор ЧЗЭО Сергей Телешев.
По словам руководителя, традиционно сбор документации происходит на финальном этапе производства. Но здесь данная практика привела к увеличению длительности реализации проекта и финансового цикла. Столкнувшись с таким последствием, менеджмент компании сделал выводы и решил в целом пересмотреть подход к проектному управлению. Как следствие — выросла эффективность взаимодействия между подразделениями.
Качество, которое помогло реализовать проект: гибкость и индивидуальный подход при взаимодействии с заказчиками.
В «кубинском» кейсе заказчик попросил увеличить запас сечения обмоток трансформаторов (изготавливал контрагент ЧЗЭО), что привело к их значительному удорожанию: из-за того, что трансформаторы были нетиповыми, они вышли на 30% дороже, чем сами электрощитовые шкафы. При этом с технической стороны оборудование полностью удовлетворяло пожеланиям партнера.
Встал вопрос: каким образом выполнить техтребование, не уйти в минус самим и не выйти из бюджета заказчика?
Челябинский завод предложил такое решение: ЧЗЭО поставляет подстанции без трансформаторов, но сводит поставщика трансформаторов и заказчика напрямую. Это позволило довести огромную проделанную работу до результата, а также укрепить лояльность партнеров.
«Мы выходили за рамки бюджета. Когда наш оператор увидел эти цены, последовала понятная реакция: «О, ужас, что мы будем делать!?». И у нас слетели показатели по рентабельности очень сильно. Поэтому мы решили отдать этот объем нашему заказчику, сказали: «У нас есть поставщик, вы можете с ним контрактоваться». Заказчику такой расклад понравился, он сэкономил определенную дельту. Мы тоже извлекли из этого свои выгоды», — рассказывает руководитель проекта Павел Кряжев.


Итак, по завершению проекта завод получил:
опыт в вопросах изготовления электрооборудования по зарубежным стандартам;
опыт в вопросах упаковки и транспортировки электроустановок по морю;
опыт подготовки сопроводительной документации для получения сертификата CT1;
А также:
внедрил новую систему отслеживания состояния груза;
усовершенствовал управленческие процессы.
И это помимо прибыли и расширения пула заказчиков.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети