Прямой обмен с «Честным ЗНАКом»: путь к упрощению маркировки
Многие знают об обмене данными с ГИС МТ через Excel/CSV/PDF, но не все — о прямом обмене через мобильное приложение «Клеверенса» для ТСД

Бизнес-аналитик и эксперт по внедрению технологий автоматической идентификации. Работает в области RFID и цифровизации бизнес-процессов, с опытом более 15 лет в этой сфере.
С 2019 года производители и импортеры ряда товарных групп обязаны размещать на изделии или его упаковке идентификационный знак — DataMatrix, код маркировки (далее КМ). Некоторые компании вносят данные об идентификации своих товаров в «Честный ЗНАК» через учетные программы, кто-то — посредством таблиц Excel / CSV (в страхе вложить денег в бизнес и внедрить полноценный учет), а самые находчивые и экономные используют мобильные приложения для ТСД с прямым обменом с государственной информационной системой маркировки товаров (ГИС МТ).
В этой статье подробно расскажем про способы и инструменты обмена данными с ГИС МТ, об их преимуществах и кому будут полезны эти возможности.
Небольшое дополнение к вступлению — о том, как разворачивается обязательная маркировка товаров с этого момента. Если первые 15 товарных групп внедрялись «с конца», т.е. участникам системы маркировки достаточно было вначале промаркировать остатки товаров на складах и витринах, затем товар должен был поступать на склад и в магазин уже маркированный, а уже потом всех обязали отчитываться о выбытии КМ при продаже товара (выводе из оборота), то теперь все новые товарные группы обязаны маркировать товар с самого начала — продукция уже на выходе из производства должна нести на себе свой уникальный код закодированный в формате DataMatrix.
Зачем обмениваться данными о товаре с «Честным ЗНАКом»?
Передача информации о маркированном товаре в систему «Честный ЗНАК» — вообще-то обязанность по законодательству. Считается, что это обеспечивает ту самую прозрачность товарооборота, о которой так много говорят, а DataMatrix коды дают возможность определить, кем и когда товар был произведен, привезен в РФ и продан.
Каждый участник рынка, который так или иначе взаимодействует с маркировкой, играет свою роль в этой цепи:
- производители и импортеры заказывают КМ для первичной маркировки вновь произведенных товаров, в обязательном порядке отправляют отчеты о нанесении КМ, уведомляют о вводе товара в оборот, и даже сообщают о передаче маркированного товара продавцу или дистрибьютору.
- продавцы и дистрибьюторы отчитываются о поступлении маркированных товаров на склад, «говорят» системе о перемещении товаров между подразделениями (вплоть до региона) и передают сведения о выбытии кода маркировки из оборота в случае продажи.
- потребители уверенно покупают легальную продукцию, честные товары без просрочки и недовеса.
Мы могли бы бесконечно долго перечислять плюсы данной системы, только чтобы вы полностью представили идеальную картину мира, но статья не об этом. Задача — рассказать о способах и вариантах обмена с системой «Честный ЗНАК», чтобы помочь производителям и импортерам с уровнем автоматизации «мы ведем учет в «екселе, и нам хватает» перейти на следующий уровень развития бизнеса — «у нас все автоматизировано».
Какие варианты обмена существуют для производителей и импортеров?
Не столь важно, чем занимается компания — производством или импортом, ей необходимо обмениваться данными с ГИС МТ. Как минимум, чтобы соответствовать законодательным требованиям государства, как максимум — иметь возможность в дальнейшем оптимизировать план выпуска продукции, политику скидок, логистику и дополнительные расходы.
Популярны несколько вариантов передачи и получения данных, т.е. обмена с «Честным ЗНАКом»:
- старый добрый способ обмена «на файликах» через личный кабинет ЧЗ. Например, excel/csv (иногда pdf)
- прямой обмен через товароучетную программу. Например, 1С УТ 11.4
- прямой обмен через мобильное приложение для ТСД. Например, «Клеверенс».
Рассмотрим эти три способа обмена в разрезе первой операции во всей цепочке движения товаров — «Заказ КМ».
Все описанные ниже способы обмена подразумевают, что компания (юридическое лицо) — участник товарной группы — уже зарегистрирована в системе «Честный ЗНАК», имеет все УКЭПы и умеет покупать коды маркировки для своих товаров.
Обмен «на файликах»
Последовательность действий при обмене «на файлах» наверняка понятна всем производителям:
- Шаг 1. Вручную заполнили табличку с описанием каждого реквизита номенклатуры на компьютере;
- Шаг 2. Вручную загрузили табличку в ваш Личный кабинет «Честного ЗНАКА»;
- Шаг 3. Получили ответ от «Честного ЗНАКа», что файл годный;
- Шаг 4. Скачали вручную результирующий документ с кодами маркировки;
- Далее идут шаги с 5 по 25 с процессом распечатывания и нанесения кодов маркировки на вновь произведенные товары.
Плюсы данного способа: кажется дешево.
Минусы данного способа: риск ошибки из-за невнимательности сотрудника, временные потери на поиск дешевых решений для печати и нанесения DataMatrix кодов.
Допустимость применения: «а почему бы и нет».
Кому подходит данное решение: если узнаете в этом способе себя, то он точно для вас.
Следующие два способа, как вы могли заметить, схожи по названию — «Прямой обмен с системой ГИС МТ». Принципы взаимодействия с системой «Честный ЗНАК» также похожи, но сильно отличаются в цене, скорости внедрения, стоимости обслуживания и самое главное — возможности масштабирования.
Прямой обмен основывается на методе, в простонародье называемом «по API», — когда программа общается с программой, а человек смотрит в монитор или на экран мобильного устройства и делает то, что подсказывает программа. Все просто!
Если рассматривать два Прямых обмена посредством учетной системы и без нее, то выглядит со стороны пользователя (в том числе для бизнеса) так, как описано ниже.
Прямой обмен с «Честным ЗНАКом» через товароучетную программу 1С
Основным связующим звеном в данной схеме является учетная система. На схеме ниже четыре компоненты:
- государственная информационная система маркировки товаров;
- учетная система «1С: УТ 11.4»;
- сервер (как служба) для обмена документами и данными с мобильными устройствами ввода данных в учетную систему;
- мобильное приложение для 1С с возможностью работы с кодами маркировки линейному персоналу.
Как выглядит процесс в данном случае проще всего будет описать не шагами, но этапами, указанными в 1С:ИТС:
- Этап 1. Регистрация и описание маркированных товаров
- Этап 2. Заказ кодов маркировки
Этапами это выглядит очень просто. И в этой статье этот алгоритм расписан именно так, потому что в этой схеме первый этап можно пройти за 14 шагов, а второй этап — за 10 шагов, в зависимости от используемой конфигурации 1С.

Плюсы данного способа: вся номенклатура, GTIN и коды маркировки содержатся в одной системе. Есть возможность использовать ЭДО для обмена вторичной документации с участниками цепочки дальнейшего движения товаров.
Минусы данного способа: необходимо постоянно быть на связи с техническими специалистами, обслуживающими систему учета, и присутствовать во всех технических чатах маркируемой товарной группы.
Допустимость применения: «у нас давно 1С, мы все сделаем сами, нужно сохранить рабочие места нашим программистам».
Кому подходит данное решение: фанатам 1С и тем, кто готов прокачивать своих юнитов из тех.отделов бесконечно и с душой.
Прямой обмен с «Честным ЗНАКом» через мобильное приложение для ТСД от «Клеверенса»
Называется это решение «мобильным» потому, что то, что в действительности происходит при обмене с «Честным ЗНАКом» на сервере «Клеверенса» на самом деле остается малозаметным для всех пользователей. Тем не менее компоненты в этой схеме три:
- система управления заказами (СУЗ) «Честного ЗНАКа»;
- сервер (служба) Mobile SMARTS;
- мобильное приложение для ТСД с возможностью работы с кодами маркировки линейному персоналу.
Процесс работы в этом случае будет описан с учетом того, что
- Шаг 1 с заполнением и загрузки номенклатуры на сервер проделан схожим образом — с использованием способа обмена «на файликах». Но дальнейшие действия сильно проще.
- Шаг 2. На терминале сбора данных создается документ «Заказ КМ».
- Шаг 3. Штрихкоды типа GTIN сканируются с товаров, которые нужно промаркировать (или выбираются вручную прямо в документе на мобильном устройстве).
- Шаг 4. Документ закрывается, и заказ кодов маркировки автоматически отправляется в СУЗ.
- Половина пятого шага: немного ожидания до подтверждения получения заказанных кодов маркировки на сервер Mobile SMARTS.
- Шаг 5. На ТСД создается документ нанесения кодов маркировки на товары и…

...и дальше все, что остается сделать, — это считать GTIN сканером ТСД с товара или выбрать по наименованию из списка и распечатать этикетку с Datamatrix сразу на принтере этикеток.
Плюсы данного способа: решение запускается в работу быстрее, чем кажется. Решение работает даже если код нечитаемый или поврежден, поставщик не зарегистрировал марку в «Честном ЗНАКе», при импорте в декларации указан неверный код маркировки или если марка потерялась при перемещении.
Минусы данного способа: подходит только для ручного нанесения кодов (этикеток) на товар. Для автоматического нанесения потребуется оборудование встраиваемое в линию.
Допустимость применения: «рано или поздно придется использовать ТСД. Можно сразу начать работать именно этим способом».
Кому подходит данное решение: компаниям, кому важно успеть начать маркировать товары быстрее, чем функционал появится в существующей учетной системе предприятия.
Во время работы с маркированным товаром прямой обмен данными обеспечивает пользователю возможность прямо на экране терминала сбора данных видеть, из какой партии КМ, от какого поставщика получен, текущий статус кода, выбыл из оборота или нет и другие параметры.
Источники изображений:
Из архива компании Клеверенс
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети