Контроль топлива в системе мониторинга транспорта
Как транспортной компании удалось сократить потери топлива и навести порядок в учете за один месяц с помощью системы мониторинга
Задача:
Контроль расхода топлива — один из ключевых элементов эффективного управления автопарком в логистике и грузоперевозках. Современные технологии позволяют отслеживать объемы потребляемого топлива каждым автомобилем в реальном времени — включая заправки и сливы (в том числе несанкционированные, т. е. хищение топлива). Это дает компаниям мощный инструмент для снижения затрат и повышения прозрачности.
С такой задачей к нам обратилась транспортно-логистическая компания, работающая как в России, так и за ее пределами. Требовалось навести порядок в учете топлива, исключить сливы и выявить слабые места в логистике. При текущих ценах на ГСМ даже незначительные потери становились критичными.
Причина:
До внедрения системы учет велся вручную: путевые листы, чеки с заправок. Информация была неточной, поступала с задержками, а контроль расходов — формальным. Сопоставить объемы топлива с маршрутом или стилем вождения конкретного водителя было невозможно.
Вместе с заказчиком мы решили протестировать систему мониторинга транспорта с функцией контроля топлива. Пилот длился 4 недели: оборудование и установка предоставлялись бесплатно. По итогам теста — заключение договора и оплата системы при положительном результате.

Реализация: поэтапное внедрение контроля топлива
1. Аудит текущих процессов
На первом этапе мы провели аудит: изучили, как ведется учет топлива, какие типы транспорта используются и как выстроена маршрутная сеть. Это помогло выявить узкие места и подобрать оптимальную конфигурацию оборудования и системы мониторинга.
2. Установка оборудования
На каждый автомобиль были установлены беспроводные BLE-датчики уровня топлива и терминалы ГЛОНАСС/GPS с SIM-картами одного из российских операторов, с подключенным роумингом.
BLE-датчики передают данные по Bluetooth на расстоянии до 30–50 метров, что обеспечивает стабильную связь с мониторинговым блоком в кабине. Решение позволило упростить монтаж (без прокладки дополнительных кабелей от датчиков до терминала), а также повысить надежность и отказоустойчивость системы в целом.
Роуминг на SIM-картах обеспечил стабильную передачу данных в режиме реального времени на всей протяженности маршрута при минимальном увеличении затрат.

3. Настройка оповещений и аналитики
В системе были настроены автоматические уведомления о заправках, сливах топлива, отклонениях от маршрута, длительных простоях и превышении скорости — всех ключевых признаках неэффективного расхода.
4. Работа с системой мониторинга
Мы обучили диспетчеров пользоваться системой: они получили доступ к наглядным данным по маршрутам, заправкам, расходу топлива и отклонениям. Эти данные стали основой для регулярной аналитики и принятия решений.
5. Повышение культуры вождения
Для увеличения ресурса техники и снижения затрат фиксируются стиль вождения и маневры: резкие ускорения, торможения и повороты. Это не только снижает износ, но и способствует формированию у водителей более ответственного поведения на дороге. Бережное вождение — экономия в действии.
6. Защита от сливов и хищений
Система в режиме реального времени анализирует данные с датчиков и моментально выявляет аномалии, характерные для сливов или утечек. При подозрительном падении уровня топлива диспетчер получает автоматическое уведомление. Это исключает влияние человеческого фактора и позволяет оперативно реагировать на попытки несанкционированного доступа к топливу.
После внедрения системы контроля расхода топлива компания достигла следующих результатов:
- Снижение расхода топлива на 25% уже в первый месяц — без сокращения количества рейсов и изменения маршрутов.
- Дополнительное снижение еще на 7% в течение следующих трех месяцев — за счет устранения скрытых потерь и повышения прозрачности процессов.
- Выявлены и устранены скрытые потери, включая простои с работающим двигателем, отклонения от маршрутов, махинации с заправками.
- Оптимизация маршрутов: логисты начали учитывать не только расстояние, но и фактический расход топлива на различных участках пути.
- Изменение поведения водителей: осознание того, что стиль вождения контролируется, привело к более бережному отношению к транспорту и топливу.
- Минимизация влияния человеческого фактора в учете расхода ГСМ за счет автоматизации и прозрачной системы мониторинга.
- Повышение уровня контроля: система фиксирует все отклонения и позволяет оперативно на них реагировать.
- Прозрачность и объективность: контроль расхода топлива перешел из бумажного формата в цифровой — удобный, наглядный и доступный в режиме реального времени.
Источники изображений:
Архив компании Dellson (ООО «Гараж Сигнал 2000»)
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты