Изменения в Бюджетном кодексе РФ: что ждет получателей госсредств
Какие изменения готовятся в сфере казначейского мониторинга и контроля бюджетных средств? Эксклюзивные комментарии по новому законопроекту от эксперта ProGRant

Защитил научную работу по кластерной политике промышленности России в МГУ
О новых требованиях для получателей федеральных бюджетных средств и перспективах казначейского мониторинга мы поговорили с Борисом Пежемским, управляющим партнером консалтинговой компании ProGRant, куратором направления субсидиарной и грантовой поддержки.
Борис, расскажите о ключевых изменениях, которые готовятся в Бюджетном кодексе РФ?
7 апреля 2025 года Правительственная комиссия одобрила проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения затрагивают широкий круг организаций, получающих федеральные бюджетные средства — как государственных, так и частных.
Наиболее существенное изменение — это введение в Бюджетный кодекс новой главы «Информационное обеспечение бюджетного процесса». В ней закрепляется обязательное использование системы «Электронный бюджет», операторами которой выступают Минфин России и Федеральное казначейство. Это повысит прозрачность и автоматизирует многие процессы в сфере государственных финансов.
Чем новые требования к казначейскому мониторингу отличаются от действующих норм?
Принципиальное нововведение — это распространение казначейского мониторинга на всех участников системы казначейских платежей. Сейчас такой мониторинг осуществляется только в отношении участников казначейского сопровождения, но вскоре он будет применяться ко всем получателям бюджетных средств.
Важно отметить, что внедрение будет поэтапным. Для получателей средств из федерального бюджета изменения вступят в силу с 1 сентября 2026 года. Для тех, кто получает средства из бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов через лицевые счета в Федеральном казначействе — с 1 июля 2027 года. А для получателей средств из региональных или местных бюджетов через счета в финансовых органах субъектов РФ — только с 1 июля 2028 года.
Какие новые обязанности появятся у организаций в связи с этими изменениями?
Законопроект устанавливает обязанность для государственных заказчиков и получателей бюджетных средств включать в контракты и соглашения условия о казначейском сопровождении, если средства по таким документам подлежат казначейскому сопровождению. Это важный момент, о котором нельзя забывать при составлении договорной документации.
Также вводится административная ответственность для участников казначейского сопровождения за нарушение требования о ведении раздельного учета. В Бюджетном кодексе появятся статьи 242.23 и 242.24, которые закрепят обязательство о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и полномочия Федерального казначейства на проведение соответствующих проверок.
Есть ли в законопроекте положения, которые могут вызвать вопросы у бизнеса?
Да, интересный момент — это закрепление на постоянной основе права Правительства РФ принимать решения о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций офшорным компаниям, а также российским юридическим лицам, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний превышает 25 процентов.
Это положение может открыть дополнительные возможности для некоторых компаний, но одновременно требует особого внимания к организационно-правовой структуре бизнеса при участии в проектах с государственной поддержкой.
Какие рекомендации можно дать организациям в связи с этими изменениями?
На мой взгляд, сотрудникам частных и государственных организаций, отвечающих за получение федеральных бюджетных средств, необходимо предпринять ряд мер:
Во-первых, следует усилить контроль за соблюдением бюджетного законодательства и целевым использованием средств при казначейском сопровождении.
Во-вторых, нужно учитывать, что в ближайшем будущем казначейский мониторинг, включая проверки ТОФК и УФК, может коснуться всех контрагентов, выполняющих работы или поставляющих товары и услуги за счет бюджетных средств.
В-третьих, критически важно включать в договоры и соглашения обязательные формулировки о казначейском сопровождении.
В-четвертых, необходимо вести строго раздельный учет затрат по деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств, помня о праве Федерального казначейства проверять ведение такого учета.
Наконец, следует учитывать возможность предоставления бюджетных средств компаниям с офшорным участием, если это будет санкционировано Правительством РФ.
Как эти изменения повлияют на рынок консалтинговых услуг в сфере государственной поддержки?
Ужесточение контроля и расширение системы казначейского мониторинга, безусловно, повысит спрос на профессиональные консультации. В ProGRant мы уже сейчас наблюдаем рост запросов на методологическую поддержку проектов с государственным финансированием.
Опыт показывает, что своевременная подготовка к новым требованиям позволяет не только избежать рисков, но и максимально эффективно использовать возможности государственной поддержки. Именно поэтому мы активно развиваем направление сопровождения проектов с участием бюджетных средств и обучаем клиентов работе в новых условиях.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании