Как повлияет на бизнес СИДН с Катаром и Саудовской Аравией
Минфин России предложил Катару и Саудовской Аравии повысить ставки налогов по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН)

Специализируется на проведении комплексных экспертиз деятельности российских и иностранных компаний, сделках слияния и поглощения (M&A), структурировании международных финансовых и лизинговых сделок
Минфин России предложил Катару и Саудовской Аравии повысить ставки налогов по соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) в отношении дивидендов, процентов и роялти до 10%. Сейчас ставки по этим СИДН ниже: по дивидендам и процентам 5% (для госкорпораций — 0%), по роялти — 0% (Катар) и 10% (Саудовская Аравия). В процессе переговоров РФ и ОАЭ о заключении нового СИДН именно ОАЭ настаивали на пересмотре условий соглашений с Катаром и Саудовской Аравией для выравнивания налоговых условий.
Разбираемся, почему такой пересмотр является вероятным и как это повлияет на бизнес и инвестиционные потоки.
Почему ставки налогов по этим СИДН будут повышены
Для РФ повышение ставок налогов по СИДН согласуется с поручением Президента РФ по обложению по «адекватным ставкам» дивидендов и процентов, выплачиваемых в офшорные юрисдикции, а также с российским «Типовым соглашением об избежании двойного налогообложения». В этой связи еще с 2020 начали пересматриваться ставки налога у источника по СИДН с некоторыми в настоящее время «недружественными» странами (действие СИДН с такими странами в этой части все равно приостановлено в 2023).
С точки зрения Катара и Саудовской Аравии такой пересмотр будет в русле политики модернизации своих налоговых систем в соответствии с международными налоговыми стандартами. Так, например, Саудовская Аравия, являясь страной-членом G20, подписала и ратифицировала Многостороннюю конвенцию (MLI) и участвует в инициативе ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и выводу прибыли (BEPS), а Катар с 1 января 2025 уже облагает минимальным 15%-процентным налогом на прибыль международные группы с годовой выручкой от 750 млн евро в рамках глобальной налоговой реформы (BEPS 2.0, Pillar 2).
Какие последствия для бизнеса
- Повышение ставок налога у источника по СИДН с Катаром и Саудовской Аравией приведет к увеличению налога (до 10% для дивидендов, процентов и роялти) на выплаты доходов из России в эти страны.
- Вероятно, пропишут особые условия для ЗПИФ недвижимости (как в соглашении с ОАЭ) — при выплате из РФ такие доходы будут облагаться как доходы от недвижимости — до 25%
- Ничего не поменяется для дивидендов и процентов, получаемых из Катара и Саудовской Аравии, т.к. национальная ставка по таким доходам в Саудовской Аравии — 5%, а в Катаре — 0% (СИДН устанавливает лишь максимальные ставки налога).
- Но при выплате роялти из Катара налог повысится с 0% до 5%.
- Для госкомпаний и суверенных фондов, вероятно, налог у источника останется 0% (как, например, в недавно подписанных соглашениях с Эмиратами и Оманом).
Станут ли Катар и Саудовская Аравия менее интересными для бизнеса
Говорить о равных условиях можно будет только после исключения ОАЭ (и этого все ожидают с 2026) из так называемого «черного списка» Минфина России. Катара и Саудовской Аравии в этом списке нет.
Необходимо учитывать местные правила налогообложения, а также наличие свободных зон с особыми налоговыми и таможенными льготами. Только ли лишь увеличение ставок по СИДН вряд ли окажет большое влияние на российский бизнес, инвестирующий в эти страны.
Условия ведения бизнеса и проживания (простота открытия компаний и банковских счетов, комплаенс, миграционный режим, инфраструктура) зачастую оказываются важнее, чем экономия на налогах. В этом отношении, Саудовская Аравия, выполняя программу Vision 2030 по диверсификации экономики и открытости страны для бизнеса и туризма, быстро сокращает такой разрыв с ОАЭ.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты