РБК Компании

Как объяснить бизнесу эффект от HR-автоматизации

При автоматизации HR-процессов руководители чаще всего спрашивают: «Как это повлияет на бизнес?»
Как объяснить бизнесу эффект от HR-автоматизации
Источник изображения: PR-служба «Поток»
Сергей Ахметов
Сергей Ахметов
Генеральный директор HRTech-компании «Поток»

Эксперт в формировании продуктовых и технических команд, инновационном развитии, а также в создании и в управлении HR-Tech продуктами и HRtech generalist

Подробнее про эксперта

Да, автоматизация улучшает найм, адаптацию и развитие сотрудников, но топ-менеджерам нужны конкретные цифры и экономические показатели (KPI) для оценки эффективности инвестиций. Чтобы убедить руководство в необходимости автоматизации, нужно говорить на языке цифр и экономических показателей.

Текущее состояние HR-автоматизации в России

Согласно исследованиям, компании осознают важность технологий для повышения эффективности HR-процессов. Например, автоматизация повышает эффективность подбора персонала на 62%. Однако, 42% российских компаний еще не автоматизировали кадровые процессы и полагаются на Excel. Это ведет к ошибкам из-за ручного набора данных, отсутствию аналитики, путанице в процессах.

ИИ активно используется в разных отраслях, но в HR его все еще применяют относительно редко. Лишь 5% компаний применяют ИИ для оптимизации процессов найма и адаптации. Однако интерес к этой технологии явно растет: 46% респондентов планируют внедрять решения на основе ИИ в ближайшем будущем. Это показывает, что бизнес постепенно осознает выгоды цифровизации HR.

Как «продать» HR-автоматизацию бизнесу: гайд для HRD

1. Понять, зачем нужна HR-автоматизация, где и какая

Первый шаг — глубокое понимание потребностей компании. Определите конкретные области, где автоматизация может принести наибольшую пользу.  Конкретную проблему должна решать система, поэтому важно выбрать инструменты, которые максимально соответствуют задачам HR-отдела. Мы в компании «Поток» разрабатываем ИТ-системы для автоматизации рекрутинга, адаптации, оценки и развития сотрудников позволяя увеличивать скорость решения задач, сокращать расходы на управление персоналом и принимать качественные управленческие решения. 

2. Связать автоматизацию с целями компании

Для бизнеса важны не абстрактные возможности в будущем, а конкретная выгода. Например, один из тезисов может быть: «Внедрение системы автоматизации поможет со скринингом резюме позволит сократить время на первый этап отбора с 3 дней до 1 часа, что увеличит шансы привлечь лучших кандидатов». 

3. Исследуйте кейсы на рынке

Чтобы убедить руководство, представьте реальный кейс компании. Используйте бенчмарки конкурентов из внешних источников (например, в блоге «Потока» собрано более 50 HR-кейсов крупных российских компаний) или проведите небольшой пилотный проект в своей компании с российским HR-вендором. Это поможет собрать конкретные данные и показать реальную эффективность автоматизации.

4. Презентовать бизнесу

Используйте визуализацию: графики, диаграммы и сравнительные таблицы сделают вашу презентацию более убедительной. Главное — говорить языком бизнеса: ROI, экономия времени, повышение качества.

5. Получить согласие, одобрение и ресурсы

На этом этапе важно быть готовым к вопросам и возражениям. Будьте честны о возможных сложностях и рисках, но подчеркните, что они компенсируются долгосрочной выгодой. Если руководство видит, что вы учли все аспекты и подготовили детальный план, вероятность одобрения значительно возрастает.

Почему HR должен говорить языком метрик?

Чтобы стать стратегическим партнером бизнеса, HR должен научиться измерять свою эффективность и влияние на ключевые показатели компании. Верхнеуровневые метрики — это инструмент, который помогает принимать обоснованные решения, выявлять слабые места и демонстрировать реальную ценность работы отдела.

Для HR-бренда важно показать, что вовлеченность сотрудников напрямую влияет на производительность и климат в компании. Показатели e-NPS (это показатель уровня лояльности и удовлетворенности сотрудников компании) и % вовлеченных работников позволяют понять, насколько люди лояльны и готовы рекомендовать компанию. Например, если показатель e-NPS находится на уровне 70%, это может указывать на высокий уровень удовлетворенности и лояльности. 

Для финансового директора важно видеть связь между человеческим капиталом и финансами. Например:

  •  сколько прибыли компания получает с каждого рубля, потраченного на сотрудников ( рассчитывается как отношение EBITDA к затратам на персонал). Если EBITDA составляет 10 млн рублей, а расходы на персонал — 2 млн рублей, то каждый вложенный рубль приносит 5 рублей прибыли.
  • сколько производит один сотрудник Формула ( рассчитывается как отношение общего объема производства к количеству сотрудников). Если завод выпускает 1000 единиц продукции, а работает 50 человек, то каждый сотрудник производит в среднем 20 единиц продукции.

Для оценки эффективности HR-службы тоже нужны цифры. Используются показатели, например уровень удовлетворенности бизнеса (NPS или CSI). Если 80% ключевых руководителей довольны работой HR, это значит, что отдел приносит пользу компании. Также рассчитывают стоимость обслуживания одного сотрудника — то есть сколько денег компания тратит на поддержку и управление одним работником через HR-функцию. Это включает затраты на такие процессы, как найм, адаптацию, обучение, оформление документов, расчет зарплаты и другие HR-расходы. Если в компании работает 100 сотрудников, а бюджет HR-отдела составляет 1 миллион рублей в год, то стоимость обслуживания одного сотрудника равна 10 тысячам рублей.

Вот полный список ключевых метрик, для оценки пользы от HR-автоматизации: 

  • % вовлеченных сотрудников
  • e-NPS и климат малых команд
  • % нежелательной текучести

 

  • EBITDA / затраты на персонал
  • Кол-во единиц продукции на 1 сотрудника в заданный период
  • % прохождения перформанс-ревью
  • % прохождения обязательного обучения
  • % защищенности кадровым резервом
  • % номинаций из кадрового резерва

     
  • NPS или CSI от ключевых стейкхолдеров
  • Стоимость затрат на HR на 1 сотрудника
  • Сколько сотрудников обслуживает один HR-специалист
     

Объяснить эффективность автоматизации HR «бизнесово» — это не просто рассказать о преимуществах технологии, а показать, как она решает конкретные задачи компании и влияет на ее финансовые показатели. Говорите языком цифр, KPI и долгосрочной выгоды. Когда руководство видит реальную связь между автоматизацией и развитием бизнеса, принятие решения становится намного проще. Ведь инвестиции в HR — это инвестиции в людей, а люди — это основной двигатель любого успешного бизнеса.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Данные взяты из открытых источников
Редактировать контакты
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия