РБК Компании

Кадровый голод: как бизнесу выжить в условиях конкуренции за сотрудников

Сегодня российский рынок труда находится на пересечении нескольких ключевых трендов, которые существенно влияют на динамику спроса и предложения рабочей силы
Кадровый голод: как бизнесу выжить в условиях конкуренции за сотрудников
Источник изображения: Shutterstock.com
Евгения Кулешова
Евгения Кулешова
Директор по персоналу ООО «Форсаж»

Директор по персоналу

Подробнее про эксперта

С одной стороны, экономическое развитие и технологические инновации требуют все большего числа квалифицированных специалистов. Это проявляется в росте запросов на профессионалов в IT-сфере, инженерии, медицине, цифровом маркетинге и других высокотехнологичных областях. С другой стороны, вызывают серьезное сокращение доступной рабочей силы — демографический спад прошлых десятилетий, миграционные процессы, включая рост эмиграции квалифицированных работников и снижение миграции и поглощение трудовых ресурсов оборонно-промышленным комплексом, строительной отраслью. В результате бизнес сталкивается с вызовами, связанными с нехваткой рабочей силы, привлечением и удержанием талантливых сотрудников. Особенный дефицит кадров компании ощущают среди массового персонала (подсобные рабочие, грузчики, фасовщики и т.д.). А с отраслевой точки зрения —  в сельском хозяйстве и промышленности.

Специфика Тульской области

Ефремовский район Тульской области, где расположена производственная площадка компании «Форсаж», насчитывает около 55 тысяч жителей, из которых 30 тысяч — в трудоспособном возрасте. Район является важным промышленным и аграрным центром региона. Здесь зарегистрировано более 560 предприятий, представляющих химическую и пищевую отрасли, а также сельское хозяйство. В таких условиях рынок труда испытывает высокую нагрузку: 71% трудовых ресурсов занято в промышленности, аграрный сектор, в свою очередь, также привлекает значительное число рабочих рук.

Ситуация с занятостью в регионе достаточно стабильна, но показатель регистрируемой безработицы в Тульской области составляет всего 0,12%, что является одним из самых низких уровней по России. В Ефремовском районе по данным Центра занятости населения Ефремовского района уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,28% на конец 2023 года до 0,10% на конец 2024 года. Коэффициент напряженности относительно прошлого года уменьшился с 0,15 на 01.01.2023 до 0,14 на 01.01.2024. В среднем на одного человека приходится восемь вакансий. Это означает, что конкуренция за каждого потенциального сотрудника среди предприятий крайне высока, а работодателям приходится внедрять новые механизмы привлечения и удержания кадров.

Опыт компании «Форсаж»

На фоне общего дефицита рабочей силы компания «Форсаж» сталкивается с нехваткой сотрудников: около 30% позиций на предприятии остаются вакантными. Для решения этой проблемы компания планомерно реализует комплексную кадровую стратегию: от использования различных каналов рекрутинга, банального повышения уровня зарплат до конкурентных показателей, улучшения условий труда и автоматизации процессов, чтобы облегчить труд персонала, до развития HR-бренда — что позволяет не только привлекать квалифицированных специалистов, но и создавать условия для их долгосрочного удержания внутри компании.

Сегодня компания все чаще прибегает к многообразию каналов рекрутинга — от социальных сетей, классических сайтов по поиску работы, карьерного портала самой компании до наружной рекламы. Важным направлением HR- стратегии становятся инвестиции в развитие локальных кадров: компания активно сотрудничает с местными колледжами для подготовки будущих сотрудников под конкретные нужды предприятия.

По-прежнему, предоставление социального пакета (например, ДМС или помощи в сложных жизненных ситуациях, регулярной индексации заработной платы до конкурентного уровня) остается важным аспектом для привлечения сотрудников.

Немаловажным становится и синергия поколений — ставка на молодых и более опытных, но уже вышедших на пенсию профессионалов. На первый взгляд это может показаться парадоксальным, однако такой подход имеет свои преимущества. Если не хватает опытных сотрудников, можно брать тех, кто готов учиться. Молодые сотрудники приносят в компанию новые идеи и энергию. Компания готова инвестировать в их рост — и получать лояльных специалистов. С другой стороны спектра находятся пожилые сотрудники — они видели множество изменений в своей отрасли и способны предложить проверенные временем решения сложных задач. Компания готова создавать комфортные условия труда для этой категории работников — например, предоставлять гибкий график или возможность удаленной работы. Такая разновозрастная команда способна генерировать более разнообразные идеи благодаря сочетанию различных точек зрения.

Развитие HR-бренда

Создание сильного HR-бренда через участие в социальных проектах помогает выделяться среди конкурентов и привлекать внимание потенциальных работников. Крепкая корпоративная культура и активное участие в жизни местного сообщества способствуют формированию положительного имиджа компании как ответственного работодателя. Компания «Форсаж» уделяет внимание социальной ответственности, инвестируя средства в улучшение городской инфраструктуры, поддерживает экологические инициативы и помогает приютам для бездомных животных, занимается благоустройством парковых зон. В планах компании поддержка спортивных мероприятий для молодежи. Важной задачей компании является повышение привлекательности работы на «Форсаже». В 2024 году усилия предприятия были отмечены Благодарностью Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия