Управляем курсовыми разницами при расчетах с нерезидентами ВЭД-компаний
Компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), сегодня работают в условиях высоких валютных колебаний. Как управлять курсовыми разницами

Лауреат национальной премии «Финансовый директор года — 2024»
Внешнеэкономическая деятельность — терять на курсовых разницах или зарабатывать? Вот в чем вопрос.
Компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), сегодня работают в условиях высоких валютных колебаний. Курс нестабилен, а значит — каждый платеж в иностранной валюте может обернуться либо прибылью, либо убытком.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что курсовые разницы в управленческом учете можно учитывать иначе, чем в бухгалтерском? А ведь это дает возможность не терять на них, а даже зарабатывать.
Да, представляете?
И в одной из компаний с ВЭД — транспортная экспедиция, мы разделили управленческий и бухгалтерский учет. И результаты были впечатляющими.
В бухгалтерском учете правила диктует закон. В управленческом — логика бизнеса.
В управленческом учете мы имеем право учитывать операции наиболее приемлемо именно для учета компании. И для внедрения любого метода, отличного от бухгалтерского, мы опираемся на принцип логичности, разумности и точности полученных данных. Закрепляем его в регламентных документах — инструкции или учетной политике для управленческого учета.
Пример из практики: транспортно-экспедиционная компания с импортным направлением. Поставщики — нерезиденты, услуги оплачиваются в иностранной валюте. Клиенты — российские резиденты, которым предлагаются разные условия оплаты.
Основная задача: сохранить маржу, не потеряв ее на курсовых разницах.
Решение: в управленческом учете фиксируем курс валюты на дату оплаты от клиента — и этот же курс фиксируем в платежном календаре у счетов на оплату поставщикам.
Результат: контроль над валютными колебаниями.
Для клиентов определяем стоимость услуг как в у.е., так и в рублях. И рассматриваем разные варианты получения оплаты в разные сроки. Основываясь на том, чтобы и с клиентом договориться, и минимизировать потери в курсах при получении оплаты от клиентов и осуществить оплату поставщикам.
Какие же они, эти варианты
1. Клиент платит в валюте по предоплате
По договору транспортной экспедиции, валютное законодательство РФ предусматривает расчеты в валюте между резидентами. (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Об этом не все знают, поэтому надо предлагать такой вариант расчетов.
Но тут есть исключения. На данный момент, расчеты в долларах и евро под запретом. В юанях расчеты производить можно. Но уточняйте в обслуживающих банках размер комиссии на такие операции
Поэтому, если поставщику вы платите в юанях, такой вариант исключит курсовые разницы в расчетах.
Так же учитываем сроки оплаты от клиентов и сроки платежей поставщикам.
При данном виде расчетов, они должны быть максимально приближены, или клиент должен быть на предоплате. Так мы получаем валюту и ей же рассчитываемся с поставщиком.
Плюс:
Курс ЦБ РФ фиксируется на дату поступления валюты от клиента и применяется как для клиента, так и для расчета с поставщиком. Валюта не покупается — используется полученная от клиента. Курсовых разниц не возникает.
2. Клиент платит в валюте с отсрочкой
Если есть валютный запас. Например, закуплен на просадках курса. Можно использовать его для оплаты поставщику раньше, чем поступит оплата от клиента. Но курс в расчетах с клиентом и поставщиком фиксируется на дату оплаты клиента.
Итог:
Все расчеты производятся по одному курсу, даже если физическая оплата поставщику произошла раньше. Курсовая разница исключается.
3. Клиент платит в рублях с большой отсрочкой
Клиент из категории «АА» (по ABC-анализу) получает отсрочку 30+ дней. Поставщик не дает такую же отсрочку.
Решение — рассчитать клиенту стоимость услуги в валюте, но счет выставить в рублях по курсу ЦБ на дату выставления счета. Эту же дату и курс используем для внутренней фиксации стоимости валюты у поставщика.
Результат:
Финансист знает, по какому максимуму можно покупать валюту, чтобы не выйти за пределы заложенной маржи.
4. Клиент платит в рублях по предоплате
Если отсрочка небольшая или клиент на предоплате, как правило, мы можем оплачивать поставщику после оплаты клиента.
Так, после получения оплаты в рублях, компания покупает валюту. Курс покупки фиксируется для расчета с поставщиком, чтобы купить валюту не выше этого курса. В данном случае, курс в счете клиента фиксируется, когда он оплачивает. А у поставщика учитывается курс покупки валюты в банке.
Контроль:
Покупка валюты строго под полученные от клиента деньги — без риска потерять на изменении курса.
5. Запрет расчетов в долларах — переход на юани.
Переход на юани дался нелегко. Китайские поставщики не сразу согласились принимать оплату в своей национальной валюте, а клиенты до сих пор просят счета в долларах. Чтобы на двойной конвертации не «улететь в минус», в такой ситуации было принято управленческое решение: ввести внутренние курсы компании.
Как это выглядит на практике:
Компания ежемесячно, 1 числа, устанавливает внутренний курс юаня к доллару и наоборот, ориентируясь на данные полученные от поставщиков и ситуацию на Московской бирже.
Установленные курсы валют в компании предоставляем в работу отделам. Отдел продаж считает стоимость услуг клиенту в долларах, исходя из полученного счета от поставщика в юанях и внутреннего курса компании. Благодаря внутреннему курсу, маржа контролируется еще на этапе расчета цены. Такой механизм позволяет избежать потерь на двойной конвертации.
Эту модель можно масштабировать на любые валютные пары — при необходимости, курс можно устанавливать даже ежедневно. Или клиенту предоставлять цену в валюте, в которой получаете счет от поставщика.
Результат правильных управленческих решений: +35 миллионов рублей за квартал
В одной из компаний, где я внедрила этот подход, в течение одного квартала 2024 года удалось заработать 35 миллионов рублей только за счет управляемых курсовых разниц. Сегодня компания продолжает сохранять маржу, несмотря на нестабильность курсов.
Подводя итог, хочу сказать, что курсовые разницы — это не приговор. Это управляемая величина. Главное — не бояться выходить за рамки бухгалтерского учета и использовать инструменты управленческого учета, как основу финансовой стратегии. В условиях нестабильной экономики, именно финансовый директор может стать тем, кто не просто «считает», а приносит реальные деньги в компанию, сохраняя маржинальность и укрепляя бизнес.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети