Почему лизинговым компаниям необходима система мониторинга транспорта
Как телематика меняет лизинг и почему ГЛОНАСС/GPS-мониторинг становится новой нормой для лизинговых компаний

Руководитель компании Dellson, эксперт в области мониторинга транспорта с использованием ГЛОНАСС/GPS-технологий. В отрасли работает с 2004 года.
Лизинговые компании все активнее используют телематические технологии — прежде всего, системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга — для повышения прозрачности сделок и минимизации рисков.
Передача автомобиля, спецтехники или другого ценного имущества клиенту — это всегда потенциальный риск: актив может быть утерян, продан, вывезен за границу или просто выведен из строя. Чтобы сохранить контроль над имуществом, лизингодатели все чаще внедряют системы мониторинга, позволяющие в режиме реального времени получать полную картину происходящего с активом.
Мы в Dellson видим, как за последние годы телематика изменила подход к управлению лизинговым имуществом. Расскажу, как это работает и какие задачи решает.
1. Контроль залогового имущества
Лизинговая компания остается собственником транспортного средства до полного погашения договора. Чтобы защитить актив, необходим постоянный контроль за его перемещением. Устройства ГЛОНАСС/GPS-мониторинга позволяют отслеживать маршрут, выявлять длительные простои, несанкционированные отклонения от маршрута и даже отключения оборудования и предотвращает попытки незаконной продажи, утилизации или вывоза техники за пределы разрешенной территории.

Это особенно важно при передаче в лизинг дорогостоящей строительной, дорожной или сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой в отдаленных районах. Все данные хранятся и могут быть использованы как доказательства в случае арбитражных разбирательств.
2. Снижение риска неуплаты
Если клиент нарушает график платежей, лизингодатель может дистанционно ограничить эксплуатацию техники — вплоть до блокировки двигателя. Это действенный инструмент воздействия: по данным отраслевых исследований, использование телематических решений снижает уровень просрочек в сегменте малого и среднего лизинга на 20–30%.

3. Оптимизация страховых расходов
Для страховых компаний телематика — способ снизить убыточность. Наличие системы мониторинга:
- уменьшает страховые тарифы (по КАСКО — на 5–15%);
- ускоряет и упрощает разбор страховых случаев;
- служит надежной доказательной базой.
Согласно данным Российского союза автостраховщиков, в 2023 году более 15% ДТП с участием коммерческого транспорта были урегулированы быстрее и без споров благодаря телематике. Снижается количество спорных ситуаций и ложных заявлений.
Устройства собирают данные о скорости, маршрутах, техническом состоянии узлов (через CAN-шину), событиях ДТП. Эти сведения используются при судебных спорах и страховых расследованиях, обеспечивая объективную и доказательную базу.
4. Контроль эксплуатации техники
Современные телематические решения позволяют следить не только за перемещением, но и за стилем вождения, пробегом и техническим состоянием транспорта.

ГЛОНАСС/GPS-мониторинг обеспечивает:
- контроль за реальным пробегом и попытками скрутки одометра;
- анализ стиля вождения (резкие торможения, ускорения, превышения скорости);
- мониторинг состояния узлов через CAN-шину;
- соблюдение регламентов технического обслуживания.
Это снижает риск внеплановых ремонтов, увеличивает срок службы техники и повышает ее остаточную стоимость на вторичном рынке.
5. Повышение ликвидности залога
Полная и прозрачная история эксплуатации — ключ к высокой ликвидности. Телематика формирует доверие к технике, делая ее более привлекательной при перепродаже.
Лизингодатель может:
- оперативно изъять актив при нарушении условий договора;
- выгодно реализовать его на рынке, имея всю историю по пробегу, маршрутам и нагрузке.

6. Юридическая защита
Телематические данные становятся юридически значимыми доказательствами в суде. Факты отключения оборудования, отклонения от маршрутов, превышения пробега — все это помогает лизингодателю защитить свои интересы.
Пример из практики: в одном из кейсов Dellson (ООО «Гараж Сигнал 2000») данные мониторинга позволили доказать, что клиент нарушал условия эксплуатации, а не имел претензий к качеству техники. Суд встал на сторону лизингодателя, и компания избежала затрат на внеплановый ремонт.
Также телематика используется при переговорах об уступке прав требования, расторжении договоров и других юридически значимых действиях.
7. Повышение прозрачности бизнеса
Наличие телематических систем — сигнал для инвестора, банка, страховой компании или госоргана о зрелости и надежности лизинговой компании. Это повышает шансы на привлечение финансирования, укрепляет деловую репутацию и формирует устойчивую деловую среду.
8. Влияние на будущее лизинга
По нашим оценкам, к 2025 году доля «подключенного» лизингового транспорта выросла более чем на 40% по сравнению с 2020-м. Это не временный тренд, а новое условие эффективного управления активами.
Технологии мониторинга транспорта позволяют:
- вовремя проводить ТО и минимизировать износ;
- анализировать показатели по всему автопарку;
- внедрять скоринг-карты и оценку надежности клиентов;
- формировать программы лояльности;
- оперативно реагировать на нарушения.
Важное направление — интеграция телематики с цифровыми платформами лизингодателей. Через API и облачные сервисы данные могут поступать напрямую в CRM, ERP, страховые и финансовые платформы. Это создает полноценную цифровую среду управления активами.
Внедрение телематических систем становится новой нормой для лизинговых компаний. Компании, работающие в сфере лизинга транспорта, должны не ограничиваться установкой ГЛОНАСС/GPS-трекеров. Важно строить на базе телематики сквозные процессы контроля, анализа и оптимизации. Только так возможно успешно адаптироваться к новым экономическим условиям и формировать доверие у партнеров, клиентов и регулирующих органов.
Источники изображений:
Архив компании Dellson (ООО «Гараж Сигнал 2000»)
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты