Играть нельзя зубрить: как игра делает корпоративное обучение эффективнее
Ксения Тихомирова о современных трендах в игровом обучении взрослых людей для развития профессиональных знаний и навыков

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»
Игра в обучении взрослых людей — развлечение или действенный инструмент развития? Почему все больше компаний и специалистов выбирают игровые форматы? Действительно ли геймификация повышает эффективность, или это просто модный тренд? О возможностях, границах и перспективах игр в обучении рассказывает Ксения Тихомирова, медиатор, управляющий партнер и руководитель «Центра коммуникации и медиации».
Ксения, на Ваш взгляд, растущая популярность игрового обучения — временный тренд или социально обоснованное явление?
Это закономерный шаг в развитии обучения, особенно в профессиональной среде. Если раньше корпоративное обучение сводилось к лекциям и тренингам, где участники в лучшем случае делали записи, а в худшем — скучали и томительно ждали «звонка с урока», то теперь на первый план выходят практические и динамичные форматы. Бизнес-игры, ролевые сценарии, коммуникативные симуляции — все это не просто «развлекательная вставка» в рабочие будни, а удобный и эффективный инструмент для прокачки разных навыков.
Почему это работает? Потому что игра моделирует реальные ситуации без риска «завалить экзамен» на практике. Можно отрабатывать переговорные навыки, тренировать лидерские качества, развивать аналитическое мышление — не абстрактно, а через конкретный опыт, где тут же видны последствия своих решений.
Компании больше не готовы инвестировать в обучение, которое не дает результатов. Игры же позволяют не только передавать знания, но и сразу видеть эффект от их применения. Поэтому тренд на игровое обучение — не «сезонный вирус», а закономерный этап эволюции в образовании взрослых.

В чем Вы, как медиатор и эксперт по коммуникациям, видите главные преимущества игровых форматов в корпоративном обучении?
Помимо явных вещей, вроде повышения вовлеченности и лучшего запоминания информации, есть и не самые очевидные, но крайне важные преимущества.
Во-первых, игры снимают страх перед ошибками. В бизнес-среде многие боятся экспериментировать, потому что любое неверное решение может иметь последствия — от выговора до потерь для компании. В игровом формате этого страха нет: можно рисковать, пробовать разные стратегии и ошибаться без реального ущерба. Это формирует гибкое и стратегическое мышление.
Во-вторых, игровая атмосфера снимает привычные барьеры в коллективе. В рабочей обстановке люди часто ведут себя формально, стесняются проявить инициативу, «отсиживаются» на планерках. В игре все оказываются в одном пространстве, иерархия сглаживается, коммуникация становится более живой. Люди начинают по-настоящему слушать друг друга, договариваться, искать нестандартные решения.
Третье — развитие интуиции. Многие думают: «правильный» профессионал действует всегда логично и выверенно. Но на практике во многих ситуациях приходится принимать решения в условиях неопределенности. Игровые форматы дают возможность развивать «чутье», учиться быстро анализировать ситуацию, работать со сжатой информацией и находить при этом верные решения.
Еще одно важное, но часто недооцененное преимущество — удовольствие. Когда обучение приносит радость и сотрудники вовлечены не потому, что «надо», а потому что им действительно интересно, знания усваиваются и быстрее и глубже. В конечном счете это делает бизнес сильнее.

Есть ли минусы и ограничения у игровых форматов обучения?
Конечно, как и у любого инструмента.
Первое и, пожалуй, главное ограничение — неподходящий контекст. Не каждую тему можно разобрать через игру. Например, если речь идет о строго регламентированных процессах, где важно запомнить конкретные правила, игра может запутать. Игры хороши там, где важны навыки принятия решений, коммуникация, командная работа. Если цель обучения — передача жестких инструкций, лучше выбрать другие методы.
Второй момент — время. Иногда игры воспринимаются как «быстрый способ обучить», но это не всегда так. Хорошо продуманная бизнес-игра требует времени на подготовку, проведение и обсуждение результатов. Если «бросить» сотрудников в игровую среду, но не проанализировать результаты, эффекта не будет. Без грамотного сопровождения игра станет просто развлечением и не будет иметь практической пользы.
Еще одна важная вещь — вовлеченность не всех участников. Да, игры мотивируют, но не всех одинаково. Есть люди, которым некомфортно участвовать в командных активностях, они предпочитают индивидуальную работу. В таких случаях важно предлагать альтернативные форматы или адаптировать игру так, чтобы каждый мог найти свою роль.
Ну и, конечно, нельзя забывать про затраты. Хорошая деловая игра — это не просто раздаточный материал и карточки. Если говорить о сложных игровых сценариях и платформах, то их разработка стоит немалых денег. Если обучение строится на настольных или ролевых играх, нужен компетентный ведущий, который не просто организует процесс, но и даст максимум пользы участникам.
Используете ли Вы в своей работе игровые форматы обучения?
Признаюсь честно: до недавнего времени я и мои коллеги «Центра коммуникации и медиации» в сторону игровых форматов не смотрели. Традиционные методы и инструменты обучения нам казались не только самодостаточными, но и наиболее эффективными. Но меняется контекст времени, появляются новые исследования, которые доказывают актуальность и эффективность игрового обучения, и мы все чаще слышим запросы на такие игры. Все это подтолкнуло нас разработать серию групповых игр для развития коммуникативных навыков.

Почему именно эти навыки легли в основу ваших коммуникативных игр?
Я и моя команда глубоко убеждены: коммуникативные навыки являются базовыми, так как с них начинается контакт с человеком и ими же этот контакт может закончиться. Без крепкого фундамента, цементируют который развитые навыки общения, очень сложно добиться успеха в карьере и быть эффективным в быту. Прокачке этого навыка в разных профессиональных ситуациях мы и решили посвятить несколько обучающих игр.
Расскажите об одной из них. Чему учит игра? Какой результат по итогу получают участники?
Одна из наших пилотных игр посвящена такой важной теме для профессиональных коммуникаций, как психотипы людей и особенности общения с ними. Широкую тему психотипов мы сузили до актуальных ситуаций в сложных деловых коммуникациях между разными оппонентами: 1) руководитель и подчиненный; 2) заказчик и исполнитель; 3) члены команды с разных позиций трудовой вертикали; 4) собственник бизнеса и инвестор; 5) несколько бизнес-партнеров.
Цель игры — дать участникам важные знания о психотипах сложных для переговоров оппонентов, а также отработать на практике разные техники коммуникации.
Задумывая игру, мы сразу определили: мы хотим не просто дать теорию, нам важно научить людей безошибочно определять психотипы сложных оппонентов и отработать на реальных ситуациях разные инструменты общения. И все это под контролем и при содействии ведущего-профессионала.
По итогу игры участники, по сути, получают карт-бланш для эффективного ведения деловых коммуникаций: знание психотипов сложных оппонентов и умение выбирать правильные стратегии взаимодействия с ними.
Многократный опыт проведения таких коммуникативных игр нам показал: не всегда традиционные форматы обучения так удобны, эффективны и востребованы, как игровые. Есть много тем, осваивать и усваивать которые гораздо легче, увлекательнее и продуктивнее в форме игры.
Источники изображений:
Личный архив Ксении Тихомировой
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль